РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Один из самых известных случаев предположительного вселения духа в человека, изученный Джеймсом Х. Хайслопом, исследователем человеческой психики и одним из первых президентов Американского общества психических исследований.

Случай с Дорис Фишер (настоящее имя – Бриттия Л.Фритшл) впервые описал Уолтер Франклин Принс, священник епископальной церкви и психолог. Детство Фишер прошло рядом с отцом-алкоголиком, отличавшимся необузданным нравом. Будучи ребенком, она перенесла довольно тяжелые травмы, и уже с трех лет  испытывала ощущения раздвоения личности. Девочка страдала и другими отклонениями в психике и даже оказалась в состоянии предсказать внезапную болезнь и смерть своей матери. Фишер вместе с братьями и сестрами осталась жить с отцом, однако все больше и больше уходила в себя, ощущая себя то “больной Дорис”, то озорной “Маргарет”. В конце концов, Принс с женой приняли девушку в свою семью. Исследователь уже был знаком к тому времени с синдромом раздвоения личности, и супруги всеми силами старались помочь Дорис вернуться к нормальному состоянию.

Хайслоп познакомился с Фишер в 1914 году. Многие годы исследований привели его к выводу, что некоторые психические ненормальные состояния могут вызываться (или, по крайней мере, усугубляться) влиянием духов. Несмотря на то, что сам Хайслоп к спиритам не относился, он питал живой интерес к “психическим методам лечения” и верил, что общение с духами может стать важным фактором физиологической терапии. Исходя из этого, Хайслоп посоветовал Фишер обратиться к медиуму Минни Соул – может быть, та сможет отыскать и изгнать вселившихся в Дорис духов, нарушающих ее психику.

Во время сеансов Соул озвучивала длинные послания матери Фишер к дочери. Медиуму удалось также вызвать и дух знаменитого графа Калиостро. Хайслопу присутствие графа не понравилось, и исследователь перестал посещать сеансы. Позднее было высказано предположение о том, что “Калиостро” явился отражением сексуальных желаний, которые и Хайслоп, и Фишер испытывали, но подавляли в себе.

В дальнейшем Соул имела общение с Ричардом Ходжсоном, Тот подтвердил подозрения Хайслопа о влиянии духа и пообещал помочь, чем может. Наконец Соул получила сообщения от молодого индейского духа, называвшего себя “Миннехаха” (Смеющаяся вода). Хайслоп засомневался в существовании этого духа, поскольку Миннехаха – это героиня поэмы “Гайавата” Генри Уодсворта Лонгфелло. Однако в дальнейшем на него произвели определенное впечатление несомненное знакомство Миннехахи со случаем Фишер и его обещания помочь Дорис. Во время последующих сеансов Хайслоп окончательно утвердился в мысли, что “Маргарет” – это не порождение больного воображения девушки, а действительно вселившийся в нее дух.

Через Соул духи сообщили Хайслопу, что случай с Дорис Фишер ничем не отличается от сотен подобных случаев кажущегося безумия и раздвоения личности, которые можно легко излечить методами “психического экзорцизма”. К 1915 году исследователь утвердился в своем мнении, что в девушку вселился дух, и результатом его размышлений стала книга “Жизнь после смерти” (Life After Death, 1918).

По мнению Хайслопа, во главе духов, овладевших Дорис, стоял коварный Калиостро, и поэтому основное внимание во время процедуры экзорцизма было уделено графу. Если после “лечения” в девушке и остались какие-нибудь духи, то они себя никак не проявляли. Это позволило Хайслопу, расстаться с Фишер, с надеждой, что девушка теперь здорова. Она вернулась в Калифорнию, в сопровождении Принсов, и некоторое время, казалась вполне нормальным человеком. Однако это оказалось иллюзией: к Дорис вернулись психические расстройства и раздвоение личности, и через несколько лет она умерла в лечебнице для душевнобольных.

Случай с Фишер стал последним крупным исследованием Хайслопа, хотя он до конца жизни не утратил интереса к проблеме возможного вселения духа в человека. По его словам, в 1919 году его здоровью серьезно угрожал какой-то дух. Ему даже пришлось обратиться к Минни Соул и провести с ней цикл сеансов с целью изгнания злых духов. После этого Хайслоп болел в течение нескольких месяцев. Исследователь остался убежденным в том, что существование бесплотных духов научно доказано, и не обращал внимание на тех кто с этим не соглашался.