РАСЩЕПЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Она принадлежала к числу немногих медиумов поистине мирового масштаба. Всю жизнь проработав с Обществом психических исследований (ОПИ), она предоставила основной массив свидетельств загробной жизни.

Глэдис Осборн Ленард родилась 28 мая 1882 года в ланкаширском городе Лидам в Англии. Пока она была ребенком, родители скрывали от нее факт существования смерти, и впоследствии она объясняла пробуждение в ней склонности к медиумизму своим осознанием смертности человека, которое пришло к ней в возрасте восьми лет. У отца было обыкновение брать ее с собой в гости к одному из своих друзей, которого он навещал по воскресеньям после обеда. Когда они однажды подъехали к дому этого человека, то обратили внимание, что все шторы опущены, а горничная сообщила о смерти хозяина. Глэдис не знала, что это означает: человек обратился “из праха в прах, из тлена в тлен”.

Эта встреча со смертью потрясла ее, но была смягчена посещавшими Глэдис блаженными видениями “Долины счастья”. Все окружающее ее вдруг неожиданно превращалось в пейзаж с усеянными цветами пологими склонами холмов и отлогими речными берегами, где повсюду ходили светящиеся от счастья люди. Хотя она и не считала эти видения необычными, но, повинуясь какому-то внутреннему чувству, все же старалась не рассказывать о них родителям. Но однажды утром, когда отец уже собрался уходить, Глэдис поведала ему о своих видениях. Отец запретил ей раз и навсегда смотреть на свою “Долину счастья”. С тех пор видения появлялись все реже и реже, пока маленькая Глэдис и вовсе не перестала их видеть.

Девочкой-подростком Ленард увидела однажды объявление о собрании спиритов и отправилась туда. Домой она вернулась сияющая. Она полагала, что родители тоже обрадуются, услышав, что умершие все-таки живы, но они пришли в ужас.

Ленард серьезно занималась пением и лелеяла мечту стать оперной певицей. К несчастью, она заразилась дифтерией, что пагубно сказалось на ее голосе. Вместо пения она стала играть в гастрольной театральной труппе.

Однажды на гастролях Ленард вдруг проснулась в два часа ночи и увидела у себя в комнате свою мать, стоящую и улыбающуюся ей. Осиянная ярким светом миссис Осборн выглядела гораздо моложе, чем была на самом деле. На следующий день Ленард получила телеграмму, где говорилось, что ее мать умерла в два часа ночи. Ленард ни на секунду не сомневалась, что дух ее матери посещал ее комнату в ту ночь. Она решила попробовать развить свои способности медиума и начала с друзьями упражняться за кулисами в постукивании по столу. После 26 неудачных попыток вдруг написалось какое-то длинное имя, которое они не могли даже и произнести. Они спросили, нельзя ли сократить это имя до “Феды”, и коммуникатор согласился. С тех пор Феда стала “хозяйкой” – главной среди духов, вещавших устами Ленард. Феда говорила и вела себя как ребенок и утверждала, что она дух одной из прапрабабушек Ленард, индианки, которая умерла родами в 14 лет примерно в 1800 году. Первое появление Феды датируется 1913 годом. В следующем году она стала уговаривать Ленард устраивать спиритические сеансы для публики. “В мире должно произойти нечто огромное и ужасное”, – упорствовала Феда. И Ленард должна быть готова нести утешение и поддержку, К тому времени Глэдис Осборн вышла замуж за актера из их же труппы -Фредерика Ленарда. Он тоже интересовался психическими явлениями и оставил свою актерскую карьеру, чтобы ассистировать ей в работе профессионального медиума. Миссис Ленард, как теперь ее звали, Делала все, чтобы обеспечить чистый ”канал” для бестелесных коммуникаторов. Она бросила курить, совсем не пила вина и стала вегетарианкой. Ее первые сеансы устраивались для небольших групп Участников. Но когда разразилась Первая мировая война, ее стали осаждать такие толпы, что пришлось проводить частные сеансы.

Важным поворотным пунктом в жизни Ленард стал ее сеанс для вдовы, потерявшей в сражении двух сыновей. Женщина эта была так потрясена точностью описания молодых людей, которое дала Ленард, что рассказала об этом своей приятельнице леди Лодж, жене физика сэра Оливера Лоджа. В 1915 году их сын Реймонд погиб на войне. Леди Лодж провела сеанс с Ленард. То, что она услышала, настолько ее потрясло, что она уговорила своего мужа прийти на сеанс. Он это сделал, но под чужим именем. Потрясенный, сэр Оливер продолжал ходить на спиритические сеансы Ленард. Во время этих сеансов дух “Реймонд” описал фотографию, которая была сделана незадолго до его кончины. В тот момент Лоджи ничего не знали о такой фотографии, но, когда она, в конце концов, до них дошла, оказалось, что поза Реймонда была в точности такой, как описал дух.

Лодж поделился своими впечатлениями о спиритических сеансах Ленард в книге Реймонд: “Вся жизнь” (1916). Книга стала сенсацией. Она еще больше увеличила славу Ленард и количество посетителей ее сеансов. Лодж посоветовал ей увеличить плату до одного фунта за сеанс, что увеличило доход Ленардов и позволило им выбраться из нищеты.

В 1916 году Лодж устроил для писательницы Радклифф Холл (автора “Бездны одиночества”) и ее подруги Юны Трубридж спиритический сеанс с Ленард. Им очень хотелось вступить в контакт с Мейбл Баттен, умершей подругой Холл. Трубридж и Холл на протяжении восьми лет продолжали участвовать в еженедельных сеансах Ленард. Они опубликовали отчет о первом годе своей работы в Трудах Общества психических исследований. Коммуникатор Баттен (названный в отчете “А.В.Б.”) не только указывала на многие очень личные моменты в отношениях с Холл, но проявляла прекрасную осведомленность о событиях в жизни Холл, происшедших уже после смерти Баттен. В сообщениях было кое-что новое (впоследствии оказавшееся совершенно правильным), о чем в тот момент не знали ни Холл, ни Трубридж. Самым поразительным в этих сеансах было то, как проявлялась личность самой Баттен. Это находило свое выражение в подборе слов и выборе проблематики, в характерных жестах и в отношении к жизни вообще.

Вполне возможно, что тот опыт, который Ленард извлекла, в свое время, из общения с собственными родителями, помог ей осознать важность строгого выполнения процедур на сеансах, для получения в результате наилучших свидетельств загробной жизни. В 1918 году она дала согласие участвовать в сеансах, организованных Обществом психических исследований (ОПИ), но только в течение трех месяцев. В качестве одного из условий контракта она обещала никогда не читать публикаций ОПИ. Этому обещанию она не изменяла до конца своей жизни. Хотя Ленард и вернулась к своей профессиональной работе медиума, она продолжала периодически сотрудничать с ОПИ.

В наиболее тесном контакте с Ленард работал исследователь Чарлз Дрейтон Томас, который провел с ней более 500 сеансов.

Именно Томасу Феда впервые предложила эксперимент, который впоследствии стал называться “книжным тестом”. Комуникатор обычно объяснял участнику сеанса, что ему нужно пойти в определенную комнату и взять книгу с определенной полки книжного шкафа, а на такой-то странице должен быть абзац, интересующий данного человека. Позднее были включены еще и газетные тесты, когда коммуникатор обычно заранее предсказывал, что будет напечатано в газете.

Большое число спиритических сеансов с Ленард, которые ОПИ организовывало на протяжении многих лет, посещалось не теми, кто был заинтересован в установлении контакта с дорогими умершими, но специально подобранными “доверенными лицами”, которые ничего не знали ни о людях, ни о лредполагаемой теме контакта. Эти “доверенные сеансы” стали образцом стандартной методики психических исследований. Они сокращали до минимума возможность медиума получить информацию непосредственно от заинтересованного участника сеанса, либо “выуживая” ее, либо получая телепатическим путем через нечувственное восприятие. Много доверенных сеансов с Ленард прошло весьма успешно.

Иногда у Феды возникали трудности с пониманием того, что пытался передать ей коммуникатор. В таком случае, участникам спиритического сеанса слышался какой-то другой голос, – феномен, известный в спиритизме как “непосредственный голос”. Иногда Феда и непосредственный голос переговаривались между собой. Такое случалось, когда Феда спотыкалась на каком-нибудь слове, как в  следующем эпизоде. Феда сообщает: “Он говорит, что у вас должна быть хорошая рабочая… Что? риппопотам?” “Гипотеза”, – произносит непосредственный голос. “Гиппопотам?” – уточняет Феда, несколько форсируя голос. “Гипотеза, – снова повторяет непосредственный голос. – И не кричи”. “А я и не кричу, – возражает феда, – я только отчетливо произношу”.

Ленард была столь превосходным медиумом, что это навело на мысль о попытке серьезного изучения природы медиумического транса и общения в состоянии транса. Философ К.Д.Брод внес серьезный вклад в эту проблему своими “Лекциями о психическом исследовании” (1962). В этих исследованиях Феда рассматривалась как одна из граней личности Ленард, ближе скорее к тому типу, который встречается при расщеплении личности, нежели к независимой самостоятельной сущности, на что она сама претендовала.

В середине 50-х годов Феда приказала Ленард больше не брать новых клиентов и сократить число тех, которые у нее уже были. Ленард скончалась 10 марта 1968 года от церебрального тромбоза в своем доме в Танкертоне, графство Кент. Было ей 85 лет.