ПСИХОГРАФИЯ

Университетски образованный медиум, один из наиболее выдающихся английских спиритов.

Уильям Стейнтон Мозес родился 5 ноября 1839 в г. Доннингтоне, Линкольншир, Англия. Его отец был директором доннингтонской средней школы.

Всего один необычайный случай отмечен в детстве Мозеса. Он иногда ходил во сне. Однажды, находясь в этом состоянии, он спустился из своей спальни вниз, выполнил домашнее задание и вернулся в постель, так и не проснувшись. Его сочинение было признано самым лучшим из всех, сданных на следующий день.

Мозес начал посещать Бэдфордский колледж в 1852 году, а затем прошел по конкурсу в Эксетерский колледж в Оксфорде. Там он был, амбициозным и усердным студентом, пока его здоровье не оказалось подорванным от чрезмерных занятий. Он оставил учебу, и некоторое время путешествовал – провел шесть месяцев в монастыре на горе Афон в Греции. Когда он поправил свое здоровье, он вернулся в Оксфорд и получил степень бакалавра. В возрасте 24 лет в J 863 году он был рукоположен в священники пресвитерианской церкви и отправился служить в церковь Мохольдблиз города Рэмси на острове Мэн.

В 1869 году Мозес серьезно заболел и был определен к доктору Сгэнхопу Темплеману Шлееру, приехавшему из Лондона. Это было началом длившейся всю жизнь дружбы с доктором Шпеером и его семьей. Во время лечения Мозес провел некоторое время в доме Шпеера; в течение семи лет он был наставником и репетитором сына Шпеера, Чарлтона.

В 1871 году Мозес принял руководство колледжем Лондонского университета. До этого времени он не очень интересовался спиритизмом, но в 1872 году был приглашен миссис Шпеер, посетить сеанс. Это было первое из многих посещений, включая те, что были с замечательным медиумом Д.Д.Хоумом. Около шести месяцев оказалось достаточно, чтобы Мозес убедил себя в истинности спиритизма; вскоре он доказал, что сам обладает медиумическими способностями.

В домашнем кругу при поддержке семьи Шпееров он обнаружил мощные паранормальные психические способности, включая левитацию (самого себя), общение с духами и опрокидывание столов. Предметы, оставленные в его спальне, часто оказывались расположенными в виде креста. Свечения, звуки и запахи различного качества возникали на его сеансах. Также было много материализации светящихся рук и столбов света, которые отдаленно напоминали человеческие формы. Феномены такого рода продолжались с постепенно уменьшающейся частотой до 1881 года.

В 1872 году Мозес продемонстрировал “автоматическое письмо”, и это продолжалось до 1883 года. Он оформлял свои записи в блокноты и публиковал серию этих записей в широко читаемой газете “Спирит” под псевдонимом “М. А. Оксон”. Позже они легли в основу книг “Духовность” (1879), “Высшие аспекты спиритизма” (1880) и “Духовные доктрины” (1883).

Многие из этих записей имели форму диалогов между Мозесом и группой духов-управляющих, называвших себя “императорской” группой. Записи являлись последовательным изложением спиритуалистической космологии. А по содержанию и по моральному воздействию они могут быть сравнены с работой американца Эндрю Джексона Девиса. “Духовные доктрины” быстро стали “Библией британского спиритизма и спиритуализма”.

Как и раньше, тексты, написанные Мозесом, включали доказательства связей с духами, и их, соединенных с физической демонстрацией, стало достаточно для привлечения читателей к заметкам о психических исследованиях, типа публикуемых в “Спирите”. Сэр Уильям Крукс был случайным участником сеансов Мозеса, а после посещения одного сеанса в 1874 году Фредерик В.Г.Майерс убедил Генри Сиджвика объединиться и организовать группу для изучения медиумизма. Это оказалось предтечей Общества психических исследований (ОПИ), основанного в 1882 году.

ОПИ с самого начала предполагалось как союз между спиритами и учеными для серьезных исследований психических феноменов. Мозес, вошел в первый совет как вице-президент. Он и многие другие спириты, однако, были нетерпимы к критическому отношению со стороны ученых. В знак протеста против критики Элеонорой Сиджуик сомнительных выступлений медиума Уильяма Эглинтона в 1886 году. Мозес вышел из совета ОПИ и покинул Общество. Некоторые члены Общества последовали за ним.

Уже в 1884 году Мозес основывает свою собственную организацию – Лондонский союз спиритов (ЛСС). Это была попытка воссоздать Британскую национальную Ассоциацию спиритов (БНАС), которая существовала с 1872 по 1882 год. Мозес сотрудничал с БНАС большую часть этого времени, но он начал разочаровываться в ней и покинул ее в 1880 году. Новая организация Лондонский союз спиритов начала издавать спиритический журнал “Свет” под обшей редакцией Мозеса. Этот журнал, продолжает издаваться, по сей день, Колледжем психических исследований, воспреемником Лондонский союз спиритов.

Мозес оставался на своем посту в Университетском колледже до 1889 года, пока совсем не пошатнулось его здоровье. Он умер три года спустя, 5 октября 1892 года, от болезни Брайта.

Он завешал блокноты с “автоматическим письмом” и описания сеансов двум друзьям-спиритам: Чарлзу Массею и Аларику А.Уотсу, которые отдали их для изучения Фредерику Майерсу. Майерс. в свою очередь, рассказал о них в “Записках” ОПИ. Он был поражен сходством феноменов Мозеса с теми, которые связаны с именем Д. Д. Хоума. и подчеркивал (так же как и многие другие при жизни Мозеса) его моральные устои и честность.

Другие писавшие о Мозесе отмечали, что к несчастью большинство его сеансов были конфиденциальные, и обычно не привлекали внимания посторонних, а записи, хотя и детальные, велись или самим Мозесом, или Шпеерами. Эти последние факторы неизбежно снижают значимость того, что могло бы подтвердить медиумизм, хотя Мозес заметил, как и Хоум, что только могучий физический медиум никогда не пойдет на обман, не даст даже намека для серьезного подозрения.

Другие книги Мозеса, тоже опубликованные под псевдонимом “М.А.Оксон”, включают “Психографию” (1878) и ” Духи-посетители” (1882).