ПСИХИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

ПСИХИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ
ПСИХИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

Первоначальный элемент  человеческого общества не находится ни в индивидууме, ни в семье, ни в какой иной естественной группировке; в ассоциации чисто человеческой и условной – в городе, в смысле собрания граждан. Такая ассоциация, по определению социолога Бюше заключается в соединении народностей различных происхождений (принадлежащих к различным семьям, племенам, народам), образующих одно тело, которое под защитою тех же стен и под сенью того же храма, живет, подчиняясь известным правилам, условным законам, принятым или установленным в силу союзного договора их ассоциации.

Федерация или всякая иная форма союза известного числа городов, живущих под одним законом, производит социальную форму королевства (царства) (классическая история всех первобытных учреждений дает многочисленные тому примеры в Греции, Италии, у Германских народов). Собрание королевств, подчиненных одному правительству, дает нацию; при этом отдельные королевства обращаются в провинции.

Наконец, соединение собрания наций под одним управлением составляет Империю (государство). Однако, эти две формы человеческого сообщества – народ и нация – несмотря на их самостоятельность, все-таки неразлучны в их биологической деятельности. Во всех вещах, как уже было выше упомянуто, инициатива, данная человеку, ограничена фатальностью законов природных и космических.

Составляя свои национальный договор человек должен подумать об удовлетворении природных инстинктов семьи, нравов и веровании вместе с экономическими интересами До сей поры это редко удавалось ему, здесь не место указывать причины этой неудачи; достаточно напомнить, что социальная организация нации, предоставленная воле человека и от которой зависит вся судьба человечества, может быть нормальной, гармоничной и устойчивой, во-первых, при условии, примиряющем интересы двух родов, по-видимому противоречивых, которые зиждутся на страстях человеческих и которые исчерпываются с одной стороны свободой, а с другой – законом; во-вторых, эта социальная организация должна удовлетворять наиболее существенным запросам человека, именно тем, которые заимствуются от природы, и тем, которые заодно с эволюцией упрочивают за ним его настоящее место в космосе. Можно предвидеть на основании предыдущих принципов, что подобная организация должна основываться на всемирном законе кватернера.

Чтобы освободить эту организацию от великих затруднений, задерживающих ее и о которых повествует история, социальная биология должна, прежде всего, разобраться в различного рода социальных устройствах, их источниках и результатах. Оккультная наука вносит в эти трудные проблемы, столь часто обсуждаемые, новые соображения, которые необходимо обсудить в кратком очерке социологии, понимаемой с этой точки зрения.

Общество, рассматриваемое как организм, подобный человеку, должно иметь дух, тело и между ними двойственную душу, означенную выше как элемент психический и элемент нервный или исполнительный. Разделение этих существенных органов совершенно ясно обозначается в государстве.

Дух, составляющий в социальном организме носителя мировой воли в смысле Провидения, содержит доминирующую идею народа или расы управляемой; ее разновидности будут указаны далее. Дух обнаруживается, прежде всего, речью; это есть Слово народа, в эзотерическом его, вышеуказанном, значении; затем – верованиями народа, объясняемыми религией, и, наконец, направлением его деятельности. Он проявляется в виде нравственного авторитета, которым облечены некоторые граждане, имеющие миссию быть представителями этого духа.

Социальное тело, носитель природы в организме, содержит: физическую среду, в которой человек почерпает весь материал для своей деятельности; землю с ее составными частями и специальным климатом, положением и границами; продукты, которые следует распределить и которые составят предмет его собственности. Природа добавляет к этому все стремления, все страсти, даруемые семьей и усложняющие в силу наследственности затруднения, присущие разделу имущества. Все это составляет предмет общественной экономии, которой занимается специальное собрание граждан (обыкновенно большинство нации).

Собственно душа или психический элемент нации состоит, с одной стороны, из всех стремлений, порожденных множеством потребностей и желаний социального тела; с другой стороны – из внушений, получаемых гражданами от общественного духа; эти пожелания и внушения выражаются специальными группами, уполномоченными формулировать их и привести в исполнение (таковы корпорации, синдикаты, советы, парламенты и т. д.). Это суть органы общественного мнения.

Элемент исполнительный составляет все то, из чего образуется так называемое правительство нации, он содержит всех граждан, которым вверена власть, то есть право приказывать другим для общего блага и в случае надобности вводить свои приказы силою, в условиях, определяемых социальным договором.