ПРЕДМЕТ ИСТОРИЯ

Еще чуть-чуть, и пренебрежение к истории (греч. h i s t o r i a – рассказ о прошедшем) как научной дисциплине закрепится в России на генетическом уровне. Слишком уж часто не только история России, но и всемирная история переписывалась в угоду правящему режиму. Современные русские историки предпринимают попытки ликвидации белых пятен и вопиющих несуразностей, но лишь немногие из авторов смогли освободиться от политических предпочтений. Между тем возникла угроза переписыванья истории со стороны неспециалистов, в основном представителей естественных наук, которым в отличие от профессиональных историков удается поднять волну. Основной массив современной исторической литературы – вузовские и школьные учебники ориентированы на правую историографию и написаны вошедшим в моду школярским языком. Создается впечатление, что принадлежность к тому или иному политическому лагерю заменила научные школы, и лучшие традиции исторического письма утрачены безвозвратно. Рядом с Василием Ключевским и Сергеем Соловьевым можно поставить разве что Льва Гумилева, хотя он не столько продолжал традицию, сколько разрушал ее. Новое веяние обозначилось тем, что талантливые историки обретают вторую кафедру в электронных средствах массовой информации. Из тех, кто привлек мое внимание, наиболее сильное впечатление производят Вадим Царев и Юлия Латынина.

Где лучше обучаться истории

Историческое образование, какое до недавнего времени можно было получить в Московском университете, близко к классическому. Это превосходный старт для тех, кто намерен добиться успеха в политике, в средствах массовой информации, в интеллектуальном менеджменте. При этом основной массив полученных знаний рискует остаться мертвым грузом, но в историческом образовании это не самое ценное. Историческое мышление и чувство исторического времени – это то, что неизмеримо важнее знания дат и имен. Сказал же Толстой, что мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные. Тем, кто намерен сделать научную карьеру, стоит заранее выработать иммунитет против рутинной атмосферы академических учреждений. Она едва ли не гибельна для восторженного неофита, пришедшего в науку сказать новое слово.

Смотреть на видео лекцию что надо знать об истории