ПОСЛЕ СМЕРТИ

Поэт, ученый-классицист, психолог и исследователь психики, основатель и член Общества психических исследований (ОПИ), более всего известный своим двухтомным трудом “Личность человека и его посмертное существование” (1903).

Фредерик У.Г.Майерс родился 6 февраля 1843 года в г.Кесуик, Камберленд, Англия, в семье священника. Он был впечатлительным, чувствительным ребенком. Когда ему было, чуть больше, четырех лет, он увидел крота, которого переехала телега. Он преисполнился радости, думая, что душа крота отправилась на небеса, но его мать, женщина строгих религиозных убеждений, буквально подавила его, сказав, что у крота нет души. Ужас, который он испытал от этой мысли, внедрился в него на всю оставшуюся жизнь.

Майерс начал писать стихи в юности и в 1859 году, когда ему было 16 лет, занял второе место в национальном конкурсе. На следующий год он поступил в Тринити-колледж (Колледж Святой Троицы) в Кембридже, где изучал классическую литературу. Он начал испытывать сомнения, которые временами приводили к ослаблению веры.

Закончив обучение в Тринити-колледж в 1864 году, Майерс начал читать лекции по классической литературы в Кембридже; он стал Членом Тринити-колледж в 1865 году. В 1869 году он отказался от секционной деятельности, чтобы заняться обучением женщин. В 1872 он занял пост школьного инспектора.

В 1873 году, Майерс, страстно влюбился в жену своего двоюродного брата – Энни Хилл Маршалл. Ее брак, был осложнен, испорчен хроническим недугом супруга. И хотя казалось, что она хочет ответить на любовь Майерса, и они оба проводили многие часы вместе, гуляя по долине в ее имении в Холстедсе. дело так никогда и не завершилось. Энни Маршалл покончила жизнь самоубийством в августе 1876 года, после того как ее муж сошел с ума и был помешен в психиатрическую больницу. Это был удар, от которого Майерс так никогда и не оправился.

Любовь Майерса к Энни омрачила его брак с очаровательной Эвелин Тэннант, который был заключен в 1880 году. Она была предана мужу, но у нее не было таких, как у него, интеллектуальных наклонностей. Она не могла поддерживать мужа в работе, которая была главным делом его жизни. Брак, тем не менее, был счастливым, у них родилось трое детей.

Впервые мысль о том, что его жизнедеятельностью руководят, пришла к Майерсу во время продолжительной прогулки с Генри Сиджуиком звездной ночью летом 1871 года. Майерс с волнением спросил Сиджуика, думал ли он, что, когда традиции, интуиция и метафизика не могут решить тайну Вселенной, Мирового Невидимого, еще остается шанс – благодаря некоторым иным реально наблюдаемым феноменам – духам, привидениям и что там есть еще… Сиджуикответил – он думает, что это возможно. Так родилась организация, которая стала известна под названием “Общество исследований психики” (ОПИ).

Майерс начал посещать сеансы с медиумами в 1872 году, иногда вместе Сиджуиком, но наиболее доказательным в этот период был сеанс с Уильямом Стайнтоном Мозесом, который присутствовал с Эдмундом Гарни в 1874 году. После этого сеанса Майерс, Сиджуик и Гарни образовали группу для изучения медиумических способностей. ОП И образовалось в 1882 году.

Сиджуик был первым президентом ОПИ; Майерс стал членом правления. Он также входил в четыре из пяти исследовательских комитетов, включая самый важный – литературный комитет, в чьем ведении был отбор случаев для публикации в “Журнале” Общества и его “Трудах”. Кроме того, он участвовал в важнейших исследованиях Леоноры Пайпер и Евсапии Палладино, а также других медиумов.

Майерс был вторым автором книги “Иллюзии жизни”, которая была опубликована под покровительством ОПИ в 1886 году и сыграла существенную роль. (Первым автором был Гарни, а Франк Подмор -третьим.) Майерс написал для книги вступительную главу и многословно изложил несогласия с теоретическими положениями относительно появления призраков, высказанными Гарни.

Одним из наиболее значительных достижений Майерса была его концепция о “запредельном (подпороговом) сознании”. Это – за несколько лет до Зигмунда Фрейда предугаданное “подсознание”. От более поздней фрейдовской концепции она отличалась тем, что в ней подсознание представлялось не как резервуар сдерживаемых мыслей, а как основа, от которой отталкивается сознательная мысль. Залредельное сознание, по Майерсу, восприимчиво к экстрасенсорной посылке и, согласно дуалистическому взгляду на разум и тело остается жить после физической смерти. Уильям Джеймс ставил Майерса среди величайших психологов современности, основываясь именно на его идеях о запредельном сознании.

Майерс был секретарем ОПИ с 1888 по 1899 год, а президентом стал в 1900 году. В это же время он заболел, это была роковая болезнь с фатальным исходом. Еще в марте 1898 года он переболел острой формой гриппа, который перешел в воспаление легких; второй приступ гриппа был в феврале 1899 года, а в ноябре у него была диагностирована болезнь Брайта. Доктора предписали ему поехать для лечения на Ривьеру, но он этого не сделал. Он умер 17 января 1901 года в возрасте 58 лет в больнице в Риме, куда поехал по совету Уильяма Джеймса.

Последние годы перед смертью Майерс работал над книгой, в которой подытожил и систематизировал все данные, полученные при исследованиях психики. “Личность человека и его посмертное существование” была закончена и опубликована после его смерти в 1903 году. По просьбе Майерса это сделали Ричард Ходжсон и член ОПИ Алиса Джонсон.

Но есть в этой публикации большая и важная оплошность. Майерс намеревался отвести заметное место медиумическим сообщениям. Он получил их от своей возлюбленной Энни через миссис Томпсон и миссис Пайпер. Они окончательно убедили его в существовании жизни после смерти. Но его жена была против таких публикаций – из-за ревности; она сумела добиться запрета. Она, по-видимому, уничтожила записи об этих “общениях”, никаких следов их так и не было найдено.

Эвелин Майерс, кроме того, исключила все упоминания об Энни из книги “Фрагменты духовного мира”, которую она опубликовала в 1904 году под названием “фрагменты поэзии и прозы”. Майерс хотел опубликовать “Фрагменты духовного мира” закрыто, недоступно для широкой публики, и роздал копии нескольким своим друзьям, но в запечатанных конвертах. О них он говорил, что распечатать конверты можно будет только после его смерти. Эта работа не была опубликована в неискаженном виде до 1961 года; к этому времени стало ясно, что куски текста, которые миссис Майерс вырезала, являются ключом к пониманию смысла тех сообщений, которые якобы были получены от Майерса вскоре после его смерти.

Перед смертью Майерс написал на листе бумаги: “Если бы я мог воссоздать прошлое, я бы выбрал “долину” в поместье Холстедс в Камберленде”. Этот текст он вложил в конверт и запечатанным отдал сэру Оливеру Лоджу для хранения (см. Тесты жизни после смерти). Через несколько дней после его смерти медиум миссис Веррол возобновила свои автоматические записывания, полагая, что Майерс мог бы через нее сообщить содержание этого конверта, если бы захотел. После сеанса она заявила следующее: “Мне давно говорили о содержимом конверта. Запечатанный Майерсом конверт отдан Лоджу. Вы не поняли. Там содержатся слова из “Диалогов” Платона – о любви как мостике через” Глубокое ущелье”. Затем конверт был вскрыт – и сеанс миссис Веррол сочли неудачным.

Однако более глубокое исследование показало, что, хотя опыт формально и неудачен, все-таки имеется некая ассоциативная связь идей -между тем, что написано Майерсом при жизни, и тем, что он сообщил после смерти. Упоминание долины в Холстедсе ясно говорит о его прогулках с Энни, – а пассаж о Платоновских “Диалогах” подразумевал духовно связанную пару, которую, как считал Майерс, составляют он и Энни. Когда полный текст “Фрагментов духовного мира” вышел в свет (одна копия была спрятана и ее не могла найти миссис Майерс), открылось, что сам Майерс употребил подобную ассоциацию в стихотворении, вошедшем в книгу.

Связи идей и образов в этом и других найденных стихах соответствовали образам, которые возникли при автоматическом письме миссис Веррол.

Известная Леонора Пайпер и другие медиумы также участвовали в этих общениях, что являлось примером кросс-корреспонденции. Смерть Майерса, кажется, вызвала именно этот способ связи; он рассматривается среди наиболее доказательных при общении с “живущими после смерти” в литературе, посвященной медиумизму.

Другие книги Майерса содержат длинную поэму, которая называется “Святой Павел”, “Эссе о классиках и современниках” (1885) и “Наука, и загробная жизнь” (1893).