Порядок поста перед Пасхой был принесен на Русь вместе с христианством в Х веке, и с тех пор практически не изменился. Самые же первые сведения о Великом Посте относятся к IV веку, и из этих записей мы можем узнать, что в те времена в разных церквях предпасхальный пост, хоть и длился одинаково – 40 дней, но проходил везде в разное время. Тогда Великий пост был установлен в память сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне, и не имел привязки к празднику Воскресения Христова. Окончательное становление сроков и даты его начала произошло вскоре после принятия решения о праздновании Пасхи в 325 году.
О Великом Посте перед Пасхой известно, что самое раннее его название – Четыредесятница, употребляющееся по сей день. Название «Великий» было присвоено ему позже, когда в православной церкви уже было принято держать несколько многодневных постов в году, и Четыредесятница оказалась самым длительным, самым строгим, и самым важным из них. Первые христиане, стремясь подражать Христу во всем, соблюдали пост очень строго: первый прием пищи разрешался после трех часов пополудни, и был он достаточно скудным: ели пресные лепешки, печеные и вареные овощи. Так же, как и сегодня, порядок поста строго-настрого запрещал употребление мяса, рыбы, сыра, молока и яиц.
Святые отцы православной церкви о Великом Посте
О Великом Посте больше чем за полторы тысячи лет написано очень много. Как только не восхваляли его святые отцы в своих духовных произведениях, с чем только не сравнивали! Размышляя о Великом Посте, они чаще всего уподобляли его длинному и трудному пути, с самого начала которого на горизонте маячит светлая и радостная цель путешествия – Пасха. Именно по этой причине пост воспринимался христианами не как тяжелое бремя, а как лестница, ведущая в небеса, каждый день которой сравнивали со ступеньками. Прожил день правильно – стал еще чуть-чуть ближе к Богу. Конечно, в понятие «правильно» не входило лишь пищевое ограничение: пост воспринимался как особое время, которое следует посвящать Богу по максимуму. Первые последователи Христа стремились за каждым богослужением причащаться Святых и Божественных Таин, а в свободное от молитвы и домашних обязанностей время обязательно творить дела милосердия: посещать больных, заключенных в темницы (особенно своих единомышленников, преследуемых в те времена за веру), помогать бедным. И если гастрономическое воздержание сегодня намного более щадящее, то основной порядок поста перед Пасхой не изменился: от христиан по-прежнему требуется вовремя него быть милосерднее, добрее, помогать ближним и стараться не огорчать их.
Порядок православного поста: к чему следует стремиться
В последние годы священники бьют тревогу: по их мнению, порядок поста для многих сегодня сводится к формальностям: формальный отказ от скоромного, формальное посещение служб. Современные христиане часто думают о Великом Посте, как о диете: тщательно изучая этикетки продуктов на предмет наличия в них сухого молока или других непостных ингредиентов, мы совершенно не заботимся своими отношениями с близкими людьми: можем поругаться с ними, обидеть, нахамить в общественном транспорте. А ведь святые отцы писали о Великом Посте, как об атмосфере любви, примирения и радости. Чтобы избежать подобного фарисейства, нам следует понять, что пост – это в первую очередь внутреннее, особенное состояние души, ума и уже в последнюю очередь – тела, результатом которого должно стать, по учению святых отцов, размягчение сердца, желание общаться с Богом.