Поль Гоген – Видение после проповеди (Иаков, борющийся с ангелом)

 

Видение после проповеди

Поль Гоген
Видение после проповеди
(Иаков, борющийся с ангелом)
1888
Холст, масло. 73 х 92 см
Эдинбург, Шотландская национальная галерея

Бегство в Бретань (1866) было первым в эпопее побегов Гогена из цивилизованного мира, ставших легендарными еще при жизни художника. Помимо чисто практических соображений – жизнь в Бретани была дешевле, этот край привлекал его сохранностью народных обычаев, более патриархальным, естественным укладом жизни местного населения. В одном из писем Гоген упоминал, что собирается писать картину на религиозную тему (однако законченное полотно не было принято кюри церкви в Низоне). Сюжетом для этой картины художник избрал библейский эпизод борьбы Иакова с ангелом.

Весь передний план полотна занимает группа молящихся женщин. Они поражены зрелищем чудесного видения, явившегося им после того, как они прослушали воскресную проповедь в деревенской церкви. Необычно укрупненные фигуры женщин, их взволнованные лица художник трактует крупными плоскостями и подчеркнутыми контурами. Обращает на себя внимание ритмичность линий, плавно обрисовывающих формы национальных одежд крестьянок, их декоративные головные уборы. Мистическая сцена видения изображена на втором плане, заключенной в треугольную композицию. Борьба Иакова с ангелом происходит в ирреальном пространстве, выделенном ярко-красным цветом. Две сферы, помимо контрастной цветовой характеристики, отделены одна от другой еще и смело стилизованным стволом яблони, пересекающим по диагонали все изображение.

Гоген отказывается от применения перспективы и от изображения в картине воздушной среды. «В этом году я пожертвовал всем – выполнением, цветом – ради стиля», – писал он в письме, датированном 8 октября 1888 года. Поверхность картины Гоген формирует образующими декоративный ритм крупными цветовыми пятнами, обведенными сильными контурами; цвета его палитры отличаются чистотой и насыщенностью.