Пожалуй, ни один вопрос, касающийся постного рациона, не вызывает столько бурных дискуссий, как употребление растительного масла в православный пост. Если зайти на православные ресурсы и форумы, то от обилия противоречивой информации голова идет кругом: одни приводят массу аргументов за употребление масла в строгий пост, другие – против. В качестве аргументов «за» – слова преподобных старцев Варсонофия и Иоанна, которые утверждали, что пост – не что иное, как телесное наказание, которое христианин принимает на себя добровольно, чтобы, по слову апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», сделать себя слабым. Ослабевшее тело, считают старцы, меньше подвержено плотским страстям и похотям, а также различным духовным (не путать с душевными) прегрешениям. Аргументы «против», как правило, заключаются в низком качестве современной пищи и повышенной нагрузке, которая выпадает на верующих людей во всех аспектах их жизни. То же самое и со священнослужителями: среди них нет общего мнения касательно употребления масла в пост, но большинство все-таки советуют поститься так, чтобы не навредить здоровью. К тому же, в последнее время среди православных усиливается тенденция к тому, чтобы избавляться от приоритетности отказа от пищи в пост, и больше внимания уделять духовным упражнениям: исповеди, причастию, молитве, помощи бедным.
Насколько необходимо сухоядение в пост?
Отказ от растительного масла в Великий Пост еще не является сухоядением. Сухоядение – это употребление пищи в таком виде, в каком ее создал Господь, то есть не приготовленной. При сухоядении в пост можно есть сырые фрукты и овощи, зелень, мед, орехи. Часто сухоядением называют также вкушение пищи без растительного масла, но приготовленной: фруктовые салаты с медом, отварные овощи, каши, супы на постном масле.
Насколько необходимо соблюдать в определенные дни поста сухоядение, как того предписывает устав? Никакой общей рекомендации по этому вопросу быть не может, и верующим следует опасаться священников, которые категорично настаивают на том, что это является святой обязанностью каждого православного христианина. Ведь даже высказывание старцев Варсонофия и Иоанна, приведенное выше, говорит о том, что придерживание сухоядения в церковный пост – изнурение себя. Позволительно ли такое отношение к собственному здоровью для мирян, в область задач которых входят не только душеспасительные подвиги, но и труды насущные, и подчас очень тяжелые? Ответ очевиден – нет. Такого же мнения придерживаются и те священнослужители, которые утверждают, что сухоядение в пост – удел монахов и прочих духовных особ.
Совместимы ли диета и пост для православного верующего?
Диета в пост – этот вопрос относится скорее к компетенции врачей телесных, а не духовных. Но он довольно-таки распространен: ведь очень многие люди придерживаются диеты по состоянию здоровья. Здесь православная церковь делает поблажку: православный пост, – говорит она, – это подвиг для абсолютно здоровых людей, для больных же подвигом является их болезнь или недомогание. По этой причине даже в случае обычной простуды здоровые постящиеся люди прекращают воздержание, возвращаясь к нему лишь после полного выздоровления. Что уж говорить о тех, кто страдает от хронических заболеваний? Что касается женщин, соблюдающих в пост диету ради похудения, то она вполне допустима, важно лишь с помощью диетолога разработать рацион, совмещающий пост духовный с постом физиологическим.
Однако такая диета в строгий пост обязательно должна содержать в себе растительные масла как один из важнейших источником витаминов и микроэлементов.