Огюст Ренуар – Большие купальщицы

 

Большие купальщицы

Огюст Ренуар
Большие купальщицы
1885-1887
Холст, масло. 115 х 170 см
Филадельфия, Художественный музей.
Коллекция С. Тисон

Путь Ренуара, увлеченного поисками средств живописного выражения, несколько отличен от пути импрессионистов: новую технику он поставил на службу пластической моделировке форм человеческого тела. Художественный идеал Ренуара, предполагающий воспроизведение «правдивых представлений», выпадает из системы импрессионистической живописи, живописи света, минутных впечатлений, вибраций цвета и света, растворяющих формы предметов.

Все это неизбежно вело к повороту; около 1883 года – любопытно отметить: как раз в то время, когда Моне приступил к своим знаменитым циклам, – Ренуар порывает с импрессионизмом. Последовавший в его творчестве «классический период» связывают с открытием им для себя Энгра и поездкой в Италию, состоявшейся в 1881 году (где его более всего покорило искусство Рафаэля). Этому перелому способствовало и знакомство художника с трактатом Ченнино Ченнини, под влиянием которого автор «Бала в Мулен де ла Галетт» (1876) и «Завтрака лодочников» (1881) ярким вибрирующим краскам предпочел эмалево-матовые темперные цвета. «Большие купальщицы» обнаруживают влияние замкнутых контуров, гармонию обобщенных линий Энгра, они решены в том же аллегорически-символическом ключе, что и энгровский «Золотой век». В «Больших купальщицах», как и в «Золотом веке», женские фигуры изображены в отрыве от пейзажа, их движения и позы искусственны, манерны, не в пример фигурам поздних композиций Ренуара. Колорит картины производит впечатление монохромного.