Одилон Редон – Руджиеро, освобождающий Анжелику

Руджиеро, освобождающий Анжелику

 

Одилон Редон
Руджиеро, освобождающий Анжелику
Около 1910
Пастель. 91,2 х 69,8 см
Нью-Йорк, Музей современного искусства

Это позднее произведение Редона обнаруживает влияние темоцентризма искусства классицизма и романтизма; оно показывает силу, но одновременно и изменчивость традиции. Картина сохраняет мифическое обобщающее истолкование темы в духе Энгра, но в цветовой символике она следует произведениям Делакруа. Редон также показывает борьбу добра и зла, светлого и темного, однако, в отличие от повествовательного характера подачи темы у многих его предшественников, он решает задачу преимущественно средствами живописи, во всеоружии импрессионистической техники.

В его картине силы природы принимают активное участие в действии: темная, устрашающая масса человеколикой скалы и яростная морская волна олицетворяют силы, противостоящие освободителю. В отличие от замкнутости, законченности энгровской композиции, у Редона все формы «открыты», свободно соприкасаясь и словно перетекая одна в другую; действующие лица оказываются затерянными в пространстве, порождаемом призрачной игрой света и цвета. «… Я наделяю человеческой жизнью неправдоподобные существа, заставляя их жить согласно законам правдоподобия и ставя – настолько, насколько это возможно, – логику видимого на службу невидимому» (Одилон Редон).