О любви и мирном заступничестве

Смотреть на видео Закон Божий – О вере и жизни христианской

 

Если рассказ, заключенный в плащанице, сводится к истории одной казни, то тильма остановила геноцид. Возмущенные поборами испанских колонистов, ацтеки были уже на грани мятежа, который испанцы утопили бы в крови. Тот факт, что Пречистая Дева избрала для своего явления индейца, предоставив ему служить как бы посредником в общении с духовенством, радикально изменил отношение церкви к ацтекам, вынудив папу Павла ш издать в 1537 году буллу, в которой признавалось наличие души у индейцев Мексики. Булла немедленно изменила их статус: прежде они были обреченной на заклание скотиной – отныне убийство ацтека становилось грехом.

Из-за личности Иисуса и Его положения Сына Божьего, оспариваемого иудаизмом и исламом, плащаница всегда служила поводом для религиозных разногласий. И там, где она разделяла верующих, тильма объединяла культуры. Покрывало Девы хотя внешне и похоже на те, что носили на голове молодые еврейки I века, по краю украшено узорами из ацтекских символов, переводившихся на язык, понятный каждому индейцу, как послание о любви и мирном заступничестве – то самое, которое ассоциируется у христиан с образом Девы Марии. Впрочем, если церковь и отстранилась поначалу от поклонения тильме, то именно потому, что Дева- объединительница, уж слишком походила на Тонанчин – верховное божество ацтекского пантеона, с культом которой церкви было непросто бороться. Да еще вдобавок эта самая Дева требовала у епископа Мехико устами Хуана Диего, чтобы для нее построили часовню на вершине холма, некогда посвященного богине-матери индейцев.

Эти два полотнища ткани изучали специалисты всего мира. Мы уже видели, какие возникали споры по поводу происхождения плащаницы, и какие препятствия, до настоящего времени, чинит церковь ее новым исследованиям. Подлинность тильмы никогда не ставилась наукой под сомнение, и мексиканское духовенство всегда поощряло представителей различных отраслей знаний к исследованиям – в особенности во времена монсеньора Шулембурга, прежнего настоятеля Гвадалупской базилики, который сам никогда не верил в сверхъестественную природу этого “произведения искусства”. Специалисты по живописи, астрономии, офтальмологии, к которым он неустанно взывал, чтобы они обнаружили, наконец, следы подделки, каждый раз его разочаровывали.