НЕОСОЗНАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МИРА

Бывает так: человек, переживший временное расстройство сознания, заявляет, что видел в этот миг такое, чего не видел до того нигде и никогда, о чем не слышал и не мечтал. Но при внимательном анализе его переживаний в них всегда обнаруживается то, что И. М. Сеченов назвал «небывалой комбинацией бывалых впечатлений».

Весь жизненный опыт личности, весь океан осознанных и неосознаваемых воздействий мира и действительности запечатлевается в структуре мозговых функциональных систем человека.

Грандиозным переплетением запахов и вкусов, звуков и красок, мышечных, внутренностных и кожных ощущений предстает мир перед новорожденным ребенком. Но человеческое дитя далеко не так беспомощно, как это кажется. Ребенок вооружен тем, что пришло к нему от его далеких прародителей,- врожденными формами нервной деятельности. Над врожденными формами нервной деятельности постепенно надстраивается, включая их в себя, высшая – условно-рефлекторная работа мозга, фиксирующая во взаимодействии нервных клеток повторность, разнообразность внешних воздействий, многообразные сочетания их между собой и с ответными реакциями органов чувств и движения. Так в процессе индивидуального развития постепенно создается и шлифуется тот великолепный инструмент ориентировки в мире, которым является человеческая психика. В структурах мозга постепенно накапливается своего рода гигантская фильмотека жизненного опыта. Мозг как бы помногу раз снимает кадры на одну и ту же многослойную пленку таким образом, что главное, существенное, жизненно-значимое, по мере накладывания снимка на снимок проявляется, вычерчивается, вырисовывается все четче и яснее, а случайные, нехарактерные, малозначимые черты стушевываются, стираются. Когда съемочная камера мозга фиксирует все новые осознаваемые предметы и явления действительности, на пленку постоянно попадает и то, что находится вне фокуса сознания, т. е. огромное количество неосознаваемых воздействий мира. Все эти осознанные и неосознанные впечатления (закрепленные в матрицах памяти), составляющие нашу психику, почерпнуты из одного источника – окружающей  среды.

Какие бы усилия уйти в себя, оторваться от реального материального мира, в котором мы живем, ни прилагали поклонники «мистического опыта», как бы ни ссылались они на иной, потусторонний мир и общение с ним, факты убедительно показывают, что этот иной мир – лишь искаженное отражение действительности. Уже в материнской утробе действительность властно проникает  в  каждого  из  нас, ее  жизненные соки  мы впитываем с каждым нашим движением, информация о ней запечатлевается в клетках нашего мозга. Там, в его глубинах, в подвижной динамике взаимодействия нервных клеток и волокон, содержится не только личный, индивидуальный опыт каждого из нас – там грандиозный опыт истории человеческих поколений и даже (отраженный в мозговых структурах) опыт истории наших далеких животных предков. И когда мистик погружается в состояние отрешенности от того, что происходит вокруг него, в этот момент в его суженном сознании распаленная эмоция возжигает лишь это – запечатленное в мозгу земное, потостороннее.