НАУКА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВЕ

НАУКА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВЕЧеловек, в целом реального мира, есть существо, предназначенное к тому, чтобы привести к единству все многообразные существа, развившиеся в лоне природы с целью побудить их принять участие вместе с ним в управлении космосом и в беспрерывном осуществлении божественной мысли.

Он не достиг еще совершенного состояния, к которому предназначен, которое должно сделать его бессмертным на планетных сферах (также возрожденных) и которое необходимо ему для выполнения его космической миссии.

В противоположность космосу, который, как мы видели, передает природе законы и силы, которые заимствуют от верховной Воли, человек приобретает от природы формы, желания, инстинкты, развившиеся в ней на пространстве четырех царств, и должен при свете своего разума и высших способностей проникнуть в тайны божественной мысли, уловить закон всемирных законов.

Если же, забыв свою божественную миссию, он вздумает обратить исключительно в свою пользу плоды своего тяжелого труда, если под влиянием гордости вместо того чтобы посвятить себя усовершенствованию космоса он вообразит, что удовлетворение его узкого эгоизма составляет предел всех вещей, то в таком случае он потеряет все свое могущество, вое величие и даже вечность своего Бытия, и окажется погребенным с теми, которые покорялись ему, под развалинами своего нечестивого дела; и разрушенная им вечная природа берет в свои руки, чтобы восстановить для более достойных ту работу индивидуального бессмертия, которую он не сумел выполнить.

Таково место в природе и такова ответственность человека, изображаемая во все времена и у всех народов догматом падения и будущих мучений или награды. Строение человека согласовано с этими принципами. Его анализировали различными способами, но в конце концов все эти анализы сводятся к дуализму, который разрешается кватернером в гармоническое единство!.

Итак, принимая обычное деление на бессмертную душу и смертное тело, скажем, что человек составлен, в принципе, подобно вселенной из двух противоположных и взаимодополняющих элементов, стремящихся соединиться в бессмертное существо; именно: из элемента духовного и элемента материального.

В этом отношении он походит на космос, и потому его часто называют микрокосмом.

Вследствие этого соответствия духовный элемент, заимствованный человеком непосредственно от всемирной воли (именно проявляемой разумом), чтобы соединиться с материальным телом, раздваивается на второй принцип более индивидуализированный, в то время как тело получает от природы через эволюцию, как бы через долгую дистилляцию, принцип, способный соединиться с этим приниженным духом.

Итак, на основании установленной терминологии мы обозначим составные части человеческого существа следующим образом:

1.         Дух (орган божественного просветления);

2.         Душа, собственно говоря, или элемент психический, имеющий специальную функцию в виде чувства (любви, гнева, страха, желания, волнений всякого рода) и последовательных рефлексов.

3.         Астральное тело, иногда неправильно называемое эфирным двойником, функция которого заключается в ощущении (посредством всего нервного аппарата) 2 с соответствующими обратными действиями, и, в то же время, в способности приводить в движение физический организм.

4.         Физическое тело.

Здесь нетрудно узнать характерные черты кватернера, если обратить внимание на то, что волнения и ощущения суть обычные двигатели наших поступков, между которыми, как известно, существует столь тесная связь, что некоторые философские школы отказываются относить их к разным функциям.

Душа связана преимущественно с духом, ибо чувство есть ни что иное, как сознание соответствия или различия между воспринятым ощущением и сущностью нашего индивидуального существа; вызываемая им реакция имеет целью сохранение этой самой сущности.

Роль астрального тела и души относительно защиты организма одинакова: первое воздействует на него удовольствием или болью физической, а вторая, то есть душа – удовольствием или болью нравственной*

Таким образом, тесное соотношение ощущений и волнений представляет настоящую защиту для целости существа, в котором крайности духовные и телесные связаны двумя чувствительными посредниками.