Мы рождаемся в обществе, мы рождаемся в истории

Смотреть на философия разрушения мировой экономики

 

Рассмотреть  проблему коллективизации крестьянства как части цены индустриализации. И я хорошо знаю, что если, следуя примеру историков британской промышленной революции, я буду сожалеть о жестокостях и злоупотреблениях коллективизации, но рассматривать процесс как часть неизбежной цены нежелательной и   необходимой политики индустриализации, то я навлеку на себя обвинения в цинизме и в том, что смотрю сквозь пальцы на причиняемое зло.

Историки смотрят сквозь пальцы на колонизацию в XIX веке западными странами Азии и Африки не только на  основании ее огромного воздействия на мировую  экономику, но и  ее долговременных  последствий    для отсталых  народов этих континентов. В конце концов, заявляют они, современная  Индия  дитя британского правления, а современный – Китай  продукт западного империализма XIX века в сочетании с продуктом влияния русской революции. К сожалению, не китайские рабочие, которые трудились на западных предприятиях и в портах, в южноафриканских шахтах или на западном фронте во время первой мировой войны, были теми, кто выжил, чтобы наслаждаться славой или выгодой, которые могут происходить от китайской революции.

Те, кто платят цену, редко бывают теми же, кто пожинает выгоды. Увы, как не бестактна пышная цитата из Энгельса, она уместна здесь: …История, пожалуй, самая жестокая из всех богинь, влекущая свою триумфальную колесницу через горы трупов, не только во время войны, но и в периоды «мирного» экономического развития.

А мы, люди, к несчастью, так глупы, что никак не можем найти в себе мужество осуществить действительный прогресс, если нас к этому не принудят страдания, которые представляются почти непомерными. Знаменитый жест вызова Ивана Карамазова героическое заблуждение.