Уже к осени 1920 года крестьянам было передано 827 540 десятин монастырских земель, национализированы монастырские вклады в банки в сумме 4 миллиардов 247 миллионов рублей. В тех губерниях, где национализация задерживалась, крестьянство не дожидалось административных решений, а самостоятельно распахивало монастырскую землю.
К 1921 году из 1245 монастырей было национализировано 722. В числе оставшихся, были монастырские подворья, архиерейские дома и пр., преимущественно не имевшие земельной собственности. Ряд монастырей в соответствии с декретами Советской власти преобразовался в трудовые коммуны. Впоследствии некоторая часть их, сохранивших себя как религиозную организацию, для которых наименование „коммуна оказалось лишь фиктивной вывеской, была ликвидирована, но значительная часть монастырей – тех, в которых преобладало монашество из крестьян, трудившееся на земле, – стремилась создавать по – настоящему трудовые коммуны, сельскохозяйственные артели и т. д.
Далеко не все они сумели действительно реорганизоваться на новых началах – мешала сложившаяся монастырская иерархия, привычная система религиозного миропонимания. Там, где эти процессы шли успешно, они оказывались связанными и с освобождением монахов от религиозной веры. Не менее важно и то, что успех обеспечивался, прежде всего, устранением паразитического слоя монастырских властей.
Приведем некоторые цифры из отчета Наркомата юстиции о национализации монастырских имуществ к 1920 году:
Национализировано;
Заводов – 84
Молочных ферм – 436
Скотных дворов – 6Q2
Доходных домов – 1112
Гостиниц – 704
Пасек – 311
Больниц и приютов – 277
В зданиях бывших монастырей размещено:
Санаториев и здравниц – 48
Учреждений социального обеспечении – 168
Школ, курсов и т. п. – 197
Больниц, лазаретов и т. п. – 349
Родильных домов и Домов ребенка – 2
Советских учреждений – 287
Военных учреждений – 188
Мест заключения – 14
В 1921 году было закрыто еще 49 монастырей.
Позднее, конечно, соотношение размещенных в монастырских зданиях государственных и общественных учреждений стало иным – напомним, что в годы, о которых идет речь, еще шла гражданская война. Поэтому так много лазаретов и так мало Домов ребенка… Так много военных учреждений и мало – санаториев.
В первые дни Октября, на стенах Петроградских домов, на афишных тумбах, среди первых декретов Советского правительства, обещавших народам России мир, землю, равенство и свободу, от социального, национального, религиозного, и других видов угнетения, появился еще один, наспех, как и все, в те пламенные дни, отпечатанный листок: „Воззвание Совета рабочих и солдатских депутатов”. Короткий – всего в несколько фраз – текст призывал сохранять в революционные дни памятники истории, памятники культуры. „Помните, – заканчивалось воззвание, – что все это почва, на которой вырастает наше новое народное искусство”. Тогда же, 4 ноября 1917 года, в „Известиях ЦИК” появилось “Обращение к рабочим и крестьянам и всем гражданам России” о необходимости беречь культурные богатства. Это первые программные документы Советского правительства по охране культурного наследия. Значительную часть его составляли культовые памятники, архитектурные комплексы древних монастырей.
В 1920 году был опубликован Декрет о музеефикации Троице – Сергиевой лавры, который был подписан В. И. Лениным.
ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ от 20 апреля 1920 г.
Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троицко – Сергиевской лавры
1.Все находящиеся в пределах Лавры историко- художественные здания и ценности обращаются в музей, находящийся в ведении Народного Комиссариата Просвещения.
2. Отдел по делам музеев и охраны памятников старины и искусства вырабатывает инструкции и вводит в действие положение об управлении зданиями и ценностями, имеющими художественно – историческое значение для использования в целях демократизации художественно – исторических зданий, путем превращения этих зданий и коллекций в музей. Собрание Указаний и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 1920, № 27.
В наши дни забота о сохранении памятников культурного прошлого – долг и обязанность граждан нашей страны. Это не пожелание, а государственный закон, зафиксированный в статье 68 Конституции СССР.