МИСТИЧЕСКО РЕЛИГИОЗНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Западноевропейская и американская мистика нового и новейшего времени во многом опирается на Бёме. Со времен Бёме мистики так и не смогли выдвинуть ни одного принципиального нового аргумента против разума, против науки. Но используя старые аргументы, они фальсифицируют и извращают факты, причем степень фальсификации возрастает по мере того, как эпоха башмачника уходит все дальше в прошлое.

Бёме своеобразно соединил диалектику, мистику и социальную утопию. В то же время в его взглядах с необычайной силой сконцентрировалось немало реакционного. Но Бёме не несет ответственности за тех изуверов, которые обратили его искренний порыв к свету и истине в источник страданий.

Дубина была величайшим завоеванием цивилизации для дикаря. И дикарь не отвечает за гангстеров, которые ныне используют ее как орудие варварства.

Это случилось в ночь с 6-го на 7-е апреля 1744 года…

Маленький деревянный домик в одном из предместий Лондона. Скромный рабочий стол завален книгами, рукописями, рисунками, изображающими фантастические подводные корабли, летательные аппараты. За столом человек. При беглом взгляде ему можно дать за пятьдесят. Правильные черты носа и губ, высокий лоб. Одухотворенное лицо ученого, мыслителя. Гусиное перо быстро бегает по бумаге… Лондон – Королевское научное общество.. Стокгольм – Королевская академия наук… Санкт-Петербургская академия наук… Письма, письма, письма… Но вот работа закончена. Утомленный, он ложится в постель и вскоре погружается в состояние, промежуточное между бодрствованием и сном. Имя человека – Эммануэль Сведенборг.

Вот что случилось с ним дальше.

«…Спустя полчаса я услыхал над головою стук…- писал об этом сам Сведенборг.- Я испытал при продолжающемся шуме сильное потрясение с головы до ног. Мне показалось, будто надо мной находится нечто священное; потом я заснул. Примерно между 12 и 2 часами по мне снова пробежала дрожь с головы до ног, причем слышался такой шум, как если бы столкнулось много ветров. Это привело меня в сильное сотрясение и повергло ниц. В то мгновение, когда я был сброшен, я был в полном сознании и видел, что сброшен, и дивился, что бы это обозначало. И я начал говорить, как если бы я был бодрствующим, но оказалось, что слова были вложены в мои уста, и я сказал: «О всемогущий Иисус Христос, то, что ты по твоей великой милости соизволяешь прийти к столь великому грешнику, делает меня достойным твоей милости!» Я сложил свои руки, и тогда показалась рука, которая крепко охватила мои руки; вслед затем я стал продолжать свою молитву и сказал: «Ты обещал оказать милость всем грешникам, ты не можешь не сдержать своего слова!» В то же мгновение я уже был на его лоне и видел его лицом к лицу, и это был облик с святейшим выражением, которого нельзя описать…»

Эта апрельская ночь стала трагической вехой в жизни шведского ученого и мыслителя Э. Сведенборга. За первым видением примерно через год последовало другое, за ним третье… За несколько лет естествоиспытатель и инженер, человек сильной воли и ясного ума, превратился в того, кто вошел в историю, прежде всего как «король духовидцев и ясновидящих», как основатель новой религии и церкви – «Нового Иерусалима», как автор многотомных мистико-религиозных сочинений, остающихся до наших дней теоретическим фундаментом самых мрачных форм мистицизма.