Мифы – связующее звено между религией и культурой

МИФ (греч. m у t h о s – сказание, предание) – первоначальная форма постижения мира и его воспроизведения.

Миф драгоценен тем, что позволяет реконструировать картину мира, существовавшую в человеческом сознании в дописьменную эпоху. Ко всему прочему, миф – связующее звено между религией и культурой. Но поскольку современная церковь цензурирует собственную мифологию, миф сегодня в большей степени явление культуры, нежели религии.

В отличие от современной культуры, которая идет от частного к общему, миф предполагает безусловный приоритет общего над частным. Миф претендует на универсальность. Если произведение современного искусства отражает сознание его создателя, то миф – это отражение сознания множества людей. Выдающийся исследователь античности Алексей Лосев разделял миф хтонический и миф героический.

ХТОНИЧЕСКИЙ МИФ (греч. chton- земля) – творение коллективного разума, объятого страхом перед непостижимым могуществом природы. Хтонический миф зиждется на двойном стандарте в отношении к природе. Природа есть божество, которое дарует пищу, свет, тепло, и она же злобное чудовище, норовящее лишить человека жизни. В глубокой древности зло и добро воплощались в одном существе, но со временем функции разделились: в то время как одно божество дарует жизненные блага, другое стремится их отнять.

Героический миф возник на рубеже первого и второго тысячелетий до новой эры.

Становясь существом социальным, человек набирает могущество и не прочь помериться силами с богами и чудовищами. Боги благоразумно избегают схватки, тогда как не столь хитроумные чудовища рвутся в бой и, как правило, терпят поражение.

Мистической эпохе приходит конец, едва человек начинает постигать законы природы. Таинственный флер спадает с природы, и теогонии и космогонии, по выражению Карла Ясперса, уступают место калейдоскопу божественных деяний, движущих судьбами мира. Человеку даруется божественное откровение целостного понимания истории – от сотворения мира и грехопадения первого человека до конца мира и страшного суда. Карл Ясперс подтверждает тезис о том, что со временем миф уходит из религии и становится достоянием культуры. Основные идеи индийских, китайских философов, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась… борьба за трансцендентного Бога и борьба против ложных образов Бога.