Между немыслимым и невозможным

“. Как и в случае со страстными покровами и с кровоточащими предметами, единственная “рациональная” гипотеза заключается в заговоре жуликов-рецидивистов, с каждым новым открытием подгоняющих реликвию под изменившееся состояние науки. И снова, как уже не раз бывало, мы оказываемся перед выбором, между немыслимым и невозможным. Конечно, остается и такое решение: просто обо всем этом забыть, закрыть мою книгу и вернуться к своим привычным земным делам. Политика страуса вполне достойна уважения: все зависит только от того, что там у вас в песке.

Уже говорилось о том, что все испытания, выпавшие на долю плащаницы за годы ее существования – наводнения, пожары, бактериальные инфекции, – необратимо на ней сказывались. Так же и судариум из Овьедо поврежден не только поцелуями мадам Франко – на нем остался разрыв от бомбы, подложенной, чтобы его уничтожить, в 1934 году. Что же до Аржантёйского хитона, который некий монах разрезал на куски, пытаясь уберечь от революционеров, то он сильно побит молью, изъеден ДДТ, во многих местах превращен в труху спорами плесени. Тильма же в прекрасном состоянии.

Подчеркнем: хрупкая ткань из волокон агавы остается в целости и сохранности – никто не понимает почему. Изготавливались копии образа Богоматери на идентичной ткани, и они превращались в пыль спустя всего несколько лет. А оригинал, на протяжении более чем века выставлявшийся даже без защитного стекла, стойко выдерживал атаки насекомых, пыл верующих, которые то и дело касались его и целовали, и самое главное – жар от свечей, непрерывно горевших вокруг. В 1791 году при чистке серебряного оклада немного кислоты попало на ткань, в которой по логике вещей должна была немедленно образоваться дыра. Но желтоватые пятна – единственное последствие неприятного инцидента – постепенно исчезали, а специалисты с недоумением следили за этой странной текстильной регенерацией. Наконец, 14 ноября 1921 года под тильму подложили бомбу. Мощным взрывом вышибло стекла в базилике и в домах вокруг, мраморный алтарь разлетелся на куски, и даже погнулось бронзовое распятие. А что случилось с реликвией, висевшей прямо над местом взрыва? Ни оклад, ни ткань, ни сам образ не получили ни малейших повреждений.