Методика обучения дыхательных упражнений для детей с врожденными пороками сердца

Методика обучения дыхательных упражнений для детей младшего и старшего возраста с врожденными пороками сердца, разная. Так, например, обучая детей младшего возраста навыкам правильного дыхания, используют игровой метод – имитационные упражнения (предлагается вдыхать носом аромат воображаемых цветов и выдыхать ртом с произношением звуков “ах-х” и др.

Детям старшего возраста с врожденными пороками сердца достаточно объяснить в доступной форме роль дыхательных упражнений и показать правильное их выполнение, подобрать такие движения и исходные положения, при которых облегчается выполнение вдоха и выдоха для детей.

Учитывая, что могут дыхательные упражнения вызвать гипервентиляцию, а вследствие этого головокружения, необходимо избегать большого количества их повторений и частого включения в занятия.

Специальные наблюдения за больными с врожденными пороками сердца, во время занятий подтверждают, что дыхательные упражнения, связанные с расширением грудной клетки, упражнения эмоционального характера, со снарядами, кратковременная ходьба на месте способствуют повышению содержания кислорода в крови на 2 %. И наоборот, упражнения, связанные с напряжением и наклоном вперед, вызывают резкое падение кислорода в крови (до 5-7 %).

Учитывая эти особенности, при составлении комплекса упражнений необходимо шире использовать упражнения с приборами (гимнастическими палками, гантелями, мячами), ходьбу на месте и обычную ходьбу, включать упражнения на расслабление. Упражнения силового характера вызывают задержку дыхания, а потому глубокие наклоны вперед не включают в комплекс упражнений.

Список рекомендованных упражнений для детей с врожденными пороками сердца

Учитывая реакцию организма на предлагаемые нагрузки, а также результаты функциональных проб, целесообразно распределять детей на три группы:

  1. Сильная. В нее входят дети, которые не высказывали жалоб при умеренной нагрузке (ходьба, приседания – 10 раз).
  2. Средняя. Это дети, которые жалуются на одышку, повышенную усталость, слабость, цианоз.
  3. Слабая. В нее включаются дети, которые жалуются при незначительной нагрузке на значительную одышку, усталость, сердцебиение, отдышка).

Занятия для 1 и 2 групп проводятся в форме утренней гимнастики групповым (для 1 группы) и малогрупповым (для II группы) методами. Обеим группам дают задания для самостоятельных занятий и проводят лечебную ходьбу.
Для 3 группы больных занятия проводят в виде лечебной гимнастики малогрупповым или индивидуальным методом.


Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….


Наблюдения показывают, что влияние упражнений будет эффективным лишь тогда, когда занятия построены с учетом кривой физиологической нагрузки и эмоционального состояния больных с врожденными пороками сердца.

Комплекс упражнений для детей с врожденными пороками сердца должен строиться из трех обязательно взаимосвязанных частей.

  • Вступительная часть в себя включает организацию больных, подсчет ЧСС, включение организма больного в нагрузку. Большое внимание оказывается на правильность постановки дыхания.
  • Основная часть нацелена на решение конкретных лечебно-восстановительных задач. Объем нагрузки в этой части сначала повышается, а затем постепенно снижается. Используются упражнения, которые выполняются из разных положений. Много внимания оказывается выполнению упражнений на шведской стенке, с предметами (палки, гантели, мячи, набивные мячи). Широко применяются малоподвижные игры, упражнения на внимание; для детей младшего возраста – имитационные упражнения.
  • Заключительная часть имеет целью постепенное снижение физической нагрузки и приведения деятельности сердца в относительно спокойное состояние. В этой части занятий применяются преимущественно дыхательные упражнения.

Дети с врожденными пороками сердца, которым показана операция, нуждаются в бережной функциональной подготовке. Поэтому в дооперационном периоде необходимо использовать, в зависимости от показаний:

  • утреннюю гигиеническую и лечебную (групповой и индивидуальной) гимнастику,
  • самостоятельные занятия
  • и лечебная ходьба.

Каждая из перечисленных форм физической культуры имеет свои определенные цели и задачи.
Гигиеническая утренняя гимнастика проводится сразу после сна. В результате занятий утренней гигиенической гимнастикой улучшается деятельность органов, организм больного поступает в деятельно-рабочее состояние; производятся санитарно-гигиенические навыки.
В гигиенической гимнастике детьми с врожденными пороками сердца применяются несложные по исполнению и небольшие по нагрузке упражнения, обеспечивающие привлечение к работе мышечных групп всего тела и последовательную их разработку.