МЕДИУМ ВЫСШЕГО КЛАССА

Знаменитый медиум; известна под именем Пайпер. Открыта семьей Уильяма Джеймса. Ее изучали исследователи психических явлений по обе стороны Атлантики. С ее помощью было получено первое отчетливое доказательство существования после смерти.

Леонора Саймондс родилась 27 июня 1859 года в городе Нашуа, штат Нью-Гэмпшир. Первое свидетельство ее будущей карьеры было отмечено, когда Леоноре было восемь лет. Она играла в саду. Неожиданно Леонора почувствовала сильный удар в правое ухо, затем последовало шипение, и девочка услышала слова: “Тетя Сара не умерла, она все еще с тобой”. Потрясенная, девочка побежала в дом, ища мать. Успокоив дочь, мать сделала отметку об этом событии, записав число и время, когда оно произошло. Несколько дней спустя пришло известие о том, что тетя Сара умерла, и именно в то самое время.

В 1881 году в возрасте 22 лет Леонора Саймондс вышла замуж за Уильяма Пайпера из Бостона. У них родились две дочери, Альта и Минерва. Альта впоследствии написала биографию своей матери, “Жизнь и деяния миссис Пайпер” (1929), до сих пор считающуюся основным трудом о Леоноре Пайпер. Именно данной книге мы обязаны всем тем, что известно о личной жизни этого медиума.

Согласно Альте, серьезная медиумическая деятельность Леоноры началась в 1884 году, после того, как свекор отвел ее для медицинской консультации к Дж.Р.Куку, слепому ясновидцу, ставшему известным благодаря своей психической диагностике и целительству. В присутствии целителя Пайпер потеряла сознание, и, казалось, погрузилась в глубокий транс. Когда она позже опять посетила Кука, то снова впала в транс, в котором написала послание, адресованное одному из присутствовавших там же людей. Этот человек расценил данное послание как самое лучшее из тех, что он получал за тридцать лет занятий спиритизмом.

Затем Пайпер стала устраивать в своем доме частные сеансы. На 0дном из них она встретилась с тешей Уильяма Джеймса, Элис риббонс. На Гиббоне этот сеанс произвел такое большое впечатление, что в следующий раз она уговорила пойти свою дочь. В конце концов на сеансах появился и сам Уильям Джеймс, в надежде, как он затем признавался, разоблачить какие-нибудь трюки на глазах у своих родственников. Но подробности, касающиеся семьи Джеймса, о которых поведала на сеансе Пайпер, ввели его в замешательство. Тогда Уильям Джеймс пригласил на сеансы еще 25 своих друзей. С этого начались исследования деятельности Пайпер, продолжавшиеся в течение всей ее карьеры. У Джеймса были все основания серьезно заняться данными исследованиями, потому что вскоре, в 1885 году, он увлекся деятельностью по организации Американского общества психических исследований и начал специально подыскивать людей, которые могли бы стать ценными для подобных исследований. Джеймс добился от Пайпер права на организацию всех ее сеансов. В течение двух последующих лет он продолжал лично приглашать людей на эти сеансы, а затем передал работу по исследованию Пайпер Ричарду Ходжсону, специально приехавшему из Англии, чтобы принять участие в деятельности Американского общества пси-Хических исследований.

Подобно Джеймсу, Ходжсон Начал с того, что заподозрил Пайпер в обмане. До этого он разоблачил мошенничество теософа Е.П. Блаватской и, благодаря этому, стал бичом всех английских пси-ИЧеских медиумов: Ходжсон приобрел богатый опыт разоблачителя разнообразных уловок лже-медиумов. На сеансы Пайпер он пригласил еще 50 человек, имена которых держал в тайне от Пайпер; также он стал вести подробные записи всего происходящего на ее сеансах и нанял частных детективов следить за окружением Пайпер. Однако и теперь, когда ни одна из уловок Пайпер, если бы она к ним прибегла, не могла укрыться, она продолжала давать удивительно точные сведения о людях, с которыми никогда не встречалась и о которых никогда не слышала.

В этот ранний период трансы Пайпер контролировало существо по имени “Финн”, которое, по его собственным словам, было французским врачом. Однако Финн мало разбирался в медицине и ничего не знал по-французски, а кроме того, не мог ничего рассказать о своей жизни на земле. Его имя заставило предположить, что Фини был (подсознательно) создан при участии Дж.Р.Кука, чье прозвище также было “Фини”. Элеанора Сиджуик предположила, что Фини скорее следует считать второй личностью самой Пайпер. однако, наличие второй личности определенно указывает на явный психический талант. Итак, Фини не был тем, кем он себя называл. Между тем Пайпер с помощью него была в состоянии рассказывать о других людях то, что в обычных условиях она знать просто не могла.

Талант Пайпер считался столь выдающимся, что в 1889 году для нее специально организовали поездку в Англию. С ноября 1889 по февраль 1890 года она участвовала там в 83 сеансах, проходивших под руководством исследователей из Общества психических исследований: Фредерика У.Х.Майерса, сэра Оливера Лоджа и Уолтера Лифа. И хотя она выступала в месте, где до этого не была ни разу, хотя за ней постоянно следили, даже читали, с ее согласия, ее переписку, миссис Пайпер продолжала демонстрировать свои способности со все возрастающим успехом.

В 1892 году в “Трудах” Общества психических исследований Ходжсон опубликовал довольно осторожный отчет о своей работе с миссис Пайпер. В 1898 году он продолжил публикацию отчетов о дальнейшей работе, уже явно придерживаясь гипотезы о существовании жизни после смерти.

В 1901 году нью-йорская “Геральд” опубликовала статью миссис Пайпер, которой она дала заглавие “Ясное заявление миссис Пайпер”; часто эту публикацию называют “Исповедью” Пайпер. И хотя часто говорят, что в этой статье она признается в том, что прибегала к обману, на самом деле Пайпер написала лишь о том, что не уверена, что ее контролируют именно духи; скорее, она склонна верить, что получала информацию посредством экстрасенсорного восприятия. В самом деле, именно в этом и состоит главный вопрос, связанный с интерпретацией ее медиумизма (как и медиумических способностей всех медиумов, вообще); в зависимости от ответа на него все исследователи психических явлений разделялись и разделяются на две основные группы.

После неожиданной смерти Ходжсона в 1905 году в исследованиях Пайпер и публикации отчетов о них наступил кризис. Поскольку исследования финансировались Обществом психических исследований, то и отчеты публиковало именно оно; но поскольку в этих отчетах содержалось много личной информации,американцы стали отказываться участвовать в сеансах Пайпер. Джеймс Х.Хислоп сменивший Ходжсона на посту руководителя Американского общества психических исследований, приложил много сил, чтобы не вывозить отчеты за пределы Соединенных Штатов и не печатать их, но ничего не добился.

В 1906 году Пайпер совершила вторую поездку в Англию, на этот раз для того, чтобы принять участие в комплексной сети медиумической коммуникации, известной, как кросс-корреспонденция. Ее вклад в этот эксперимент, как всегда, был выдающимся.

К сожалению, сеансы Пайпер после ее возвращения в Соединенные Штаты были организованы плохо. В это время эксперименты с Пайпер проводили психологи Дж. Стэнли Холл и Эми Тэннер. Эти эксперименты закончились в 1909 году. (Тэннер описала их в своей книге “Спиритические исследования”, вышедшей в 1910 году.) На сеансах по преимуществу рассматривались очень личные вопросы, их участники были предоставлены сами, себе, отчеты составлялись от случая к случаю, а записи велись не систематически. Чтобы проверить глубину транса, в котором находилась Пайпер, ее подвергли очень жесткому исследованию. В результате, как отмечает Альта,”горло у Пайпер распухло, что доставляло ей неудобство и причиняло сильную боль в течение не скольких дней”.

Вследствие такого обращения Пайпер стала время от времени страдать потерей своей “способности”. Это продолжалось вплоть до ее третьей и последней поездки в Англию в 1909 – 1913 годах. Когда же медиумические способности к ней вернулись, то они стали проявляться в основном в виде автоматического письма, а не транса (способность впадать в транс к ней больше не вернулась). В Англии Пайпер почти обрела свою прежнюю форму, но после возвращения в 1912 году в Соединенные Штаты она прекратила выступать почти на десять лет. В 1924 году она провела несколько сеансов с Гарднером Мэрфи и согласилась на работу с Бостонским обществом психических исследований, которая планировалась на 1926-1927 годы, – но затем отказалась.

Пайпер умерла 3 июля 1950 года в возрасте 91 год. Медиум высшего класса, она беззаветно посвятила большую часть своей жизни службе науке, и в результате многие, кто до этого сомневался в возможности существования после смерти, были убеждены, что жизнь после смерти действительно существует. К числу таких людей, помимо Ходжсона, следует причислить и Хислопа. Возможно, сюда же следовало бы отнести и Уильяма Джеймса, однако он никогда не заявлял об этом публично.

Но гораздо более важна другая часть наследия Пайпер. Если до нее исследование психических явлений было сконцентрировано на Физических медиумах, большинство Из которых прибегало к трюкам, то после Пайпер интерес перемесился на ментальных медиумов, так, что у нее было много достойных Последователей.