МАССОНЫ МИСТИКИ

Представитель масонов мистиков – Сен-Мартен,   прозванный   «неизвестным   философом»,   придавал особое значение теософии, посвятив себя толкованию мистических сочинений Якоба Бёме, которые он в 1788 году обнаружил в Страсбурге и перевел на французский язык.

Можно было бы привести и другие примеры мистического масонства. Суть дела здесь всегда сводилась к одному и тому же: масоны мистики развернули настоящий поход против просвещения и рационализма.

Вся история масонства в XIX-XX веках – это история   лавирования   между   «анархией» и «деспотизмом».

Недовольный ярмом абсолютизма, масон погружается в мечты с неограниченной свободе и всебратстве. Но попытки их осуществления приводят к тому, что ему кажется «анархией»,- открывается слишком большой простор для «непосвященных», «профанов», «толпы». И, заставив замолчать свою масонскую совесть «человеколюбца», он молит о «наведении порядка». Но вот и «порядок» становится, с его точки зрения, «слишком жестким», снова превращается в «ярмо деспотизма». И масон опять погружается в мечты о свободе и братстве… В конечном счете, масон хочет и «свободы» и «порядка» лишь для узкой элиты «избранных», которым открывается «промысел господний», т. е. для себя.

Такие зигзаги эмоциональной жизни масонов отражали, прежде всего, объективное положение либеральной буржуазии, заигрывавшей с массами, но стремившейся к подавлению их всякий раз, когда те заходили «слишком далеко». Особенно наглядно об этом свидетельствует поведение французских масонов.

Отражая настроения французской либеральной буржуазии и либерального дворянства, масоны соответственно вели себя в ходе буржуазной революции конца XVIII века. Их наибольшая активность приходится на первый этап революции, когда после взятия Бастилии на мгновение возникла иллюзия всеобщего единения нации и, казалось, идеалы масонства близки к осуществлению. Но вскоре иллюзии лопнули как мыльный пузырь. 17 июля 1791 года на Марсовом поле по приказу Национального собрания была расстреляна народная демонстрация. Обратите внимание: из 605 депутатов третьего сословия в Национальном собрании 477 были масонами.

Массы требовали, чтобы декларации о свободе и братстве были подкреплены чем-то более реальным: землей для крестьян, хлебом для голодных.

Раскол антифеодального фронта привел к распаду старого масонства. Главные ложи прекратили существование. Масоны-аристократы эмигрировали и стали активными контрреволюционерами. Буржуазные масоны в 1793 году участвовали в контрреволюционном мятеже в Лионе. Плебейско-демократическое крыло масонов преобразовало ложи в революционные общества  и клубы.

Деятельность масонов возобновилась лишь после термидорианского контрреволюционного переворота, когда их услуги понадобились победителям для «успокоения страстей». Из этих же соображений одарил масонство благосклонным вниманием Наполеон Бонапарт. Вневероисповедная мистика масонов с характерным для нее культом верховного существа способствовала развитию культа Наполеона, удержанию религиозных настроений и подготовке психологической почвы для восстановления позиций католицизма, подорванных революцией, хотя масоны оставались внешне враждебными католической церкви.

Характер буржуазною, и в частности масонского, антиклерикализма с выходом на историческую арену рабочего класса существенно меняется. Он становится средством не только давления на сохранявших еще сильные политические позиции монархистов, клерикалов, военщину в целях проведения буржуазных реформ, но и средством завоевания симпатий рабочих масс, отвлечения их масонскими идеалами от революционной борьбы за социализм.