МАРТИНЕС ДЕЛЬ МАСО – Портрет инфанта дона Валтасара Карлоса

Портрет инфанта дона Валтасара Карлоса

ХУАН БАУТИСТА МАРТИНЕС ДЕЛЬ МАСО
(Ок. 1612, Куэнка – 1667, Мадрид)
Портрет инфанта дона Валтасара Карлоса

Холст, масло, 144 х 109,3 см.
Портрет, который Лопес-Рей (1963, стр. 310) считает вариантом утерянной картины Веласкеса, французский антиквар Лебрен приобрел в 1804 году в Испании как собственноручное произведение Веласкеса. В 1919 году демонстрировался на будапештской выставке уже как картина из коллекции М. Липота Херцога.

Выставки: Лондон, Королевская Академия, 1888 (Веласкес); Лидс, Галерея (Веласкес); «Сокровища, поступившие в общественную собственность», Будапешт, 1919 (III, № 4, Масо); «Испанские мастера», Будапешт, 1965, № 33 (Масо); «Испанские мастера», Ленинград, Государственный Эрмитаж, 1969, № 10 (Масо); «Испанская живопись XVI-XVIII веков в собраниях Центральной Европы», Мадрид, Прадо, 1981, № 4 (Кано), а также Мюнхен и Вена, 1982, № 5.

Инфант дон Балтасар Карлос (1629-1646) был сыном испанского короля Филиппа IV. Будапештская картина, которую долгое время считали совместным произведением Веласкеса и Масо, была написана около 1635 года. Известно еще несколько портретов инфанта, выполненных в 1635 году. Известно также, что с 1643 года до кончины инфанта Масо был его учителем рисования. Эту должность Масо получил, по всей вероятности, при содействии своего тестя и учителя Веласкеса, имевшего веское слово в вопросах, затрагивавших художественную жизнь королевского двора. На этой картине и постановка фигуры, и пейзаж, и низкий горизонт, и изящный зеленый шатер из ветвей, нависающий над головой ребенка, – все выдает влияние Веласкеса. Известно, что Веласкес часто работал с Масо, бывшим его зятем. В Художественно-историческом музее в Вене хранится написанный Масо крупноформатный групповой семейный портрет, на котором на втором плане изображен, вероятно, Веласкес, пишущий портрет придворной дамы в зеленом наряде. Во многих случаях очень трудно точно установить, что написано самим Веласкесом и что – Хуаном Масо, художником меньшего таланта, но превосходно усвоившим манеру и технику письма своего учителя. Впечатление, производимое будапештской картиной, усиливает обаятельный образ ребенка с детски наивным взглядом и пейзаж окрестностей Мадрида, переданный исключительно тонкими живописными средствами.