МАГИЯ И ЗАКЛИНАНИЯ

В Северной Каролине, если вы нарисуете контур недруга на доске и будете стрелять по нему, человек почувствует боль в пораженных местах. В1903 г. один горец из этого штата, обнаружив, что как бы его жена не усердствовала шумовкой, масло упорно не хочет сбиваться, объявил, что соседка-ведьма заколдовала молоко, повесил ее изображение на стену и прострелил его серебряной пулей. В Новой Шотландии рекомендуют «всем заколдованным нарисовать изображение ведьмы на доске и разрядить в него обойму из пистолета. Если сделать это перед рассветом, заклятие потеряет свою силу». Хенслоу, театральный деятель елизаветинской эпохи, записал в своем знаменитом Дневнике следующее: «Чтобы заставить птицу упасть, рисуй ее на бумаге, и, пока рисуешь, пусть кто-нибудь скажет «m,a.n.», и с кровью летучей мыши смотри на нее своими глазами и воткни изображению в голову булавку, и тогда она упадет немедленно». Нежелание дикарей позировать для портретов разделяют и некоторые цивилизованные люди. Одна бельгийская девушка, чтобы помучить своего неверного возлюбленного, послала ему его портрет с выколотыми булавкой глазами. В Нью Гемпшире долгое время существовало убеждение, что если позволить себя сфотографировать, то скоро умрешь. Разбитое зеркало, как всем известно, означает скорую смерть кого-то из домашних или, в лучшем случае, семь лет невезения. Преображенной почти до неузнаваемости предстала символическая магия перед магистратом города Тонтон (графство Сомерсет) в1881 г.  «Знахарь» из этого городка постукивал больную женщину пальцем по ладони, уверяя ту, что каждый удар попадает прямо в сердце ведьме. Вместе с табличкой, содержащей проклятие, могли похоронить замученного до смерти или искалеченного петуха или кота, Цель заключалась, разумеется, в том, чтобы врага постигла та же самая участь. Так, в графстве Дарем в1861 г., если заболевала женщина, каждый член ее семьи втыкал по булавке в живого голубя, которого затем зажаривали на огне. Считалось, что ведьма почувствует мучения и придет снять наложенное ранее заклятие. Около1920 г. в Девоне до смерти замучивали булавками молодого петушка, затем ощипывали перья, а тело выбрасывали. При этом произносили заклинание, которое начиналось такими словами:

Этой булавкой тебя колю, Надеюсь, вражье сердце пронзаю.

 

В обоих случаях действия и слова точно соответствуют словам и поступкам древних. Сравните с латинской табличкой из проконсульской провинции Карфаген: «Этого петуха язык я вырвал, пока он был жив… Пусть и языки моих врагов также безмолвствуют!», или с греческой табличкой из той же самой области: «Как у этого петуха крепко связаны ноги, крылья и голова, также свяжи ноги, руки, голову и сердце колесничего Викторикса», В XIX в. в Эссексе у одного человека умирали гусята. Их смерть приписывали дурному влиянию знаменитой ведьмы из Торпа. Двух живых гусят зажарили в духовке, что и убило ведьму, на теле которой обнаружили ожоги. Та же самая ведьма из Торпа, некая миссис Гарднер, «сглазила» однажды мальчишку, который с той поры «стал хиреть и чахнуть». Его бабка взяла обрезки ногтей и волос внука и все это сожгла; тогда ведьма сама явилась к ней с жалостными мольбами. Заклятие было разрушено. В начале XVIII столетия в Верстеде, Саффолк, испекли живую утку, когда утки перестали нестись; возле Ипсуича, тою же самого графства, в XVIII в. сожгли овцу – ведьма тоже сгорела в своем доме. В1833 г. в Хантингдоншире, чтобы спасти слабых поросят, сожгли живую свинью. Известно, что подобные случаи имели место и в Соединенных Штатах. Менее радикальную меру применил один фермер из Линкольншира, когда у него начали умирать свиньи: он пометил одной свинье спину раскаленной кочергой, и вскоре ведьма, наславшая порчу, скончалась от болей в спине. В Норфолке добились эффекта, когда отрезали и сожгли кусочки свиного хвоста и уха. В Коннектикуте в1657 г. один колонист, чьи свиньи «странным образом умирали», отрезал хвост и одно ухо последнему уцелевшему животному и бросил в огонь, «после чего положил на огонь и саму свинью и держал ее там, покуда она не умерла».

 

Такое колдовство со свиным ухом и хвостом применялось, как он утверждал, «многими честными людьми в Англии, чтобы узнать ведьму». Не менее эффективно сожжение тела животного, умершего от насланной ведьмой болезни, или даже соломенной подстилки, на которой оно истекло кровью. Тимоти Граутер (1694-1760 гг.), йоркширский приходской священник и колдун, составил «Рецепт исцеления коров и лошадей от насланной ведьмой порчи», который просто необходимо привести здесь целиком: «Возьми по волосу с каждой части, немного от каждого рога и копыта, зашей все в кусок материи так, чтобы получился шар; утыкай его булавками и воткни три иголки. Вари в воде, пока вся не выкипит, потом брось остатки в огонь и повтори три раза: „Ведьма, ведьма, ведьма, также гореть тебе в аду”». Даже в наши дни, чтобы заставить врага мучиться, втыкают иголки, булавки или шипы терновника в сердце животного, которое затем (чаще всего) зажаривают на огне или подвешивают сушиться в дымоходе. В данном случае сердце животного служит целям колдовства так же, как фигурка из воска или целое животное. Обычай, совершенно очевидно, существует с незапамятных времен и мало чем отличается от захоронения искалеченного кота или петуха в древних предсказаниях, сердце может быть вырезано и у живого животного. В1842 г. по указаниям одного белого колдуна шесть бычьих сердец – два утыканных иголками, другие – свежевыкованными гвоздями – были сожжены на медленном огне; от этого должно было сгореть и сердце ведьмы. Затем гвозди вытащили и забили в деревянный чурбан, который спустили с горы, чтобы еще помучить ведьму. Она скончалась, не выдержав такого обращения, и на теле ее видны были следы. В Йоркшире в середине XVIII столетия вареное коровье сердце утыкали булавками для прекращения коровьей чумы. В Саут-Даунз сглазили свиней (они заболели от дурного глаза), и тогда сердце утыкали гвоздями и булавками и сожгли. Сходное происшествие имело место в Сомерсете в1875 г. В Девоншире несколько лет тому назад, когда охромел чей-то пони, сожгли сердце какого-то животного. Ведьма пришла и стала просить яблок; ей отказали. Пони поправился. Ставший уже классическим петух появился вновь в графстве Дарем около1855 г., чтобы вылечить больную лошадь, сердце черного петуха нашпиговали булавками и сожгли. В Сомерсете в1882 г. в качестве контрмеры, когда сходила с ума женщина, предлагали зажарить на огне сердце животного с булавками в нем, а затем подвесить в дымоходе, чтобы иссохло в прах; считалось, что таким образом сгниет и сердце ведьмы. В Южном Девоне, также в качестве контрколдовства, в случае если ведьма убьет овцу или корову, предлагалось втыкать булавки и гвозди в овечье сердце. Против неудачи в рыбной ловле, также насланной ведьмой, в Йоркшире втыкали булавки и поджаривали голубиное сердце. В Дорсете, чтобы отвадить ведьму от дома, кусок бекона, утыканный булавками, подвешивали в дымоходе. Преподобный Дж. С. Аткинсон из Кливленда сообщает чрезвычайно сложный рецепт прекращения падежа скота: бычье сердце надо пронзить девятью новыми булавками, девятью новыми иголками и девятью новыми гвоздями и в полночь сжечь под аккомпанемент специального проклинающего псалма. Около1897 г, одна женщина, измученная ведьмами, нашпиговала овечье сердце булавками и положила его на перекладину над очагом, в которую крепятся крюки для горшков, и прочла следующее заклинание:

«Пусть каждая булавка,

Воткнутая мною

В это бедное сердце,

Найдет сердце то,

Что так мучает меня,

И пусть она умрет».

Говорят, больная поправилась, а ведьма умерла. Иногда сердце, вместо того чтобы сжечь, закапывают в землю или прячут где-нибудь в стене дома или его фундаменте. Колдовство может, как преследовать исключительно вредительские цели, так и применяться в качестве защиты от злых чар. Сердце могут изымать из тела живого животного. В Йоркшире, например, чтобы защититься от колдовства, рекомендуют вырвать сердце у живой черной курицы, нашпиговать булавками, а курицу зарыть в землю.