Только лишь после всех этих исследований можно приступить к наиболее трансцендентному вопросу об универсальном человеке. Действительно, эзотерическое предание повествует о том, каков этот человек, образованный после всего остального космоса и призванный управлять последним согласно божественной мысли; это предание открывает его происхождение, его строение, его развитие, его космическое размножение, изображаемое мудреной теорией грехопадения, существующей в каждой религии; его искупление благодаря божественному вмешательству; его будущее возрождение путем гармонического синтеза человечества, и природу будущего цикла Земли. Даже в легкой статье мы перешли бы границы своей задачи этого эзотерического изложения; тем более, что в предыдущем обзоре уже отчасти характеризовались его природа и существенные черты.
Остается перечислить магические науки, отвечающие высшим принципам.
То, что было первоначально сказано о строении человека, вводит дополнительные сведения его анатомии, содержащей все те элементы, которыми положительная наука вовсе не занимается, и изучающей их так же точно, как физическое тело. Именно здесь находят свое место все данные, относящиеся к характеристике личности: физиогномика (или метопоскопия) лица и всего тела, френология, хиромантия, хирография (в приложении к искусствам и стилю).
Также необходимо построить физиологию человека, которая излагала бы функции всех органов для всех элементов, согласно программе, применяемой нашими науками к одному физическому телу. В ней должно содержаться, кроме обычной деятельности каждого органа, прежде всего все, касающееся сверхфизических чувств, находящихся обычно в потенциальном состоянии у человека (ясновидение, телепатия, предчувствие и т. п.); затем все, касающееся магнетизма и действия воли народа, или принцип магических сил.
Следует заметить, что анатомия и биология, рассматриваемые с этой точки, будут отличаться от наших общепринятых не только объемом программы, но также и своим содержанием, потому что должны будут считаться уже благодаря самой природе строения человека с законом кватернера, управляющим всеми земными существами.
К этим двум первым описательным наукам о человеке надо будет добавить психологию, или изучение деятельности его души, расширенное, подобно предыдущим; она должна содержать не только всю активную деятельность психических сил, но также психическое развитие личности во времени, объемлющем его прошедшее и будущее, то есть предметы психологии. При этом изучению подлежат все последствия поведения человека для его непосредственной и будущей судьбы, что составит изложение нового рода морали.
Наконец, необходимо установить в специальном отделе условия мистической жизни, составляющей часть посвящения.
Переходя затем к изучению человека с общественной стороны, мы встречаемся прежде всего с теоретической социологией, затем -философией всеобщей, опирающейся на новый отдел Астрологии, социальной и космической.