КОСМОГОЗИЯ

 КОСМОГОЗИЯ
КОСМОГОЗИЯ

Ранее главным образом разбирался вопрос о происхождении и начале вселенной; мы видели, каким образом все произошло взаимным притяжением противоположных полюсов абсолюта; теперь надлежит объяснить, как творение стремится закончить свою деятельность с помощью посредников между этими полюсами – космоса и человечества.

В космосе – единство, свойственное самопроизвольности приносить себя в жертву, разделяясь и подразделяясь в материи, в которую оно нисходит, чтобы удовлетворить множественности Природы и придать каждой ее индивидуальности свой характер и жизнь.

Человечество собирает, соединяет и объединяет размножившихся индивидуумов Природы, чтобы возвысить их в лоне космоса до универсального единства, до самопроизвольной и бессмертной жизни.

Проходя космос, дух нисходит в материю, чтобы передать ей свою жизнь, свои способности и силу; через посредство человечества материя восходит к духу в стремлении к бесконечному могуществу.

Космос получает божественный дух и передает природе вместе с индивидуальной сущностью закон долговременной и гармоничной жизни; от природы он получает материю и, одеваясь ею, доставляет божественному духу необходимое поле для развития его деятельности.

Наоборот, человек возносит к источнику всякого закона и всей живой гармонии материю, утомленную напряжением двойственных жизней, постоянно стремящихся к полноте существования, или же разбиваемых своими роковыми заблуждениями.

И то и другое несовершенно, и именно это несовершенство сближает их в желании пополнить друг друга. Космос стремится к множественности; он воспринимает ее, как жертву, противоречащую его природе; но этой жертвой он сохраняет свое единство посредством того же закона, который подчиняет движению рассеянные миры, стремящиеся от центров к центрам и доходящие до первого центра всякой силы. – Наоборот, человек стремится к единству, которому приносит в жертву столь дорогую ему индивидуальную свободу, подчиняясь иерархии сил, его направивших, и все более и более сознавая свое призвание избранного проявителя божественной жизни.

Так объясняется вся совокупность сознательного проявления абсолюта посредством реальной жизни.

С того момента, как Природа оживлена желанием существовать, как это уже было сказано ранее, самопроизвольное и всемогущее Существо дает ей форму, образует из нее Космос размноженный, подвижный и в нисходящих степенях, предоставляя ей самопроизвольно проявить себя в нем.

Но в то же время он устанавливает: посредством видов – границы форм, а посредством законов – пределы действия, которые должны гарантировать при возврате к принесенному в жертву единству полное удовлетворение природы и самого духа, т. е. совершение божественного брака.

С другой стороны, та же сила самопроизвольной деятельности противополагает гармоничному, иерархически устроенному Космосу, подчиненному закону, который он принимает, не пытаясь его понять – человека, освобожденного, свободного в своих действиях, жаждущего познать божественную мысль, дорожащего своей  индивидуальностью, но ответственного, неустойчивого и подверженного ударам Рока, порожденного им же самим.

Космос проявляет Добро инстинктивно, покорно, уступая желанию множественности Природы и жертвуя своим единством, последние остатки которого он спасает только силой своей любви и покорностью высшей Воле.

Человек же проявляет Истину; он приобретает ее постоянством своих независимых усилий, доводя до возмущения защиту своего непреодолимого стремления к множественности и к различию; борясь также за свое пылкое желание познать идеальное существо, к которому он стремится вознестись из глубин инертного неведения. Позже, когда обоюдные стремления двух крайних полюсов абсолюта, таким образом, установлены, непреодолимая любовь, призывающая их друг к другу, сближает их в красоте космоса, искупленного и возрожденного человеком в полном сознании добра посредством истины, а истины при помощи добра.