КОСМОГОНИЧЕСКИЕ СИЛЫ

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ СИЛЫ
КОСМОГОНИЧЕСКИЕ СИЛЫ

Предположим, что две силы – сжатия и расширения, управляющие материальным миром и оживляющие его, доведены до крайних своих пределов; представим себе, что вся материя сжата до бесконечности; она будет содержать всю совокупность расширительной силы в потенциальном состоянии, и форма ее будет сведена к математической точке.

И, наоборот, представим себе всю материю расширенной до бесконечности (предположив силу сцепления уничтоженной), – она станет объединенным субстратом сипы, бесконечной инертностью, так как она исчерпала расширение, и ее гомогенная форма будет безгранична; это будет пространство.

Между двумя этими крайностями никакая конечная форма не может быть произведена соединенным действием двух противоположных принципов без того, чтобы не произошло движение точки, которое распространит всю расширительную силу в пространстве, или всю силу инерции. Но, с другой стороны, расширительный потенциал не может перейти с одной точки пространства в другую без проявления самопроизвольности; и так как нет основания к тому, чтобы это перемещение потенциала произошло в каком-нибудь одном, а не в другом направлении (так как пространство гомогенно), то оно и произойдет по всем направлениям; и это будет лучеиспускание.

Однако, оно не будет внезапным, так как в противном случае сила расширения была бы совершенно поглощена пространством и, следовательно, уничтожилась бы, ничего не произведя.

Таким образом, конечные формы могут быть произведены только самопроизвольным, постепенно-прогрессивным и безграничным расширением силы в пространстве и во времени.

Однако, это лучеиспускание – не единственный элемент космического движения; оно не состоит также в уничтожении силы инерции расширением, так как иначе она произвела бы отвердение субстанции, которого мы нигде не находим. Наблюдение повсюду показывает нам вибрацию, или беспрерывное чередование в различных размерах противоположных сил. Оно временно ограничивает расширительное лучеиспускание, и, так как это ограничение может быть различно в различных измерениях пространства, – то отсюда происходит форма, которая разрушается через некоторое время, с прекращением колебания.

Так как только расширение может быть самопроизвольным, то форма может существовать только, благодаря прекращению на некоторое время этой самопроизвольности. А это значит, что самопроизвольная расширительная сила, с одной стороны, действует, как сила, посредством лучеиспускания в пространство для образования формы, с другой – как ограниченная пределами формы и как сопротивление для ограничения этой формы, последняя сохраняется лишь до тех пор, пока преобладает сопротивление: это же последнее является деятельностью особенного рода, будучи предоставлена силой расширения инертному пространству.

При помощи этого идеального изображения, сущность которого заимствована через Пифагора у предания, мы присутствуем при зарождении форм пространства или материи. Можно точно резюмировать этот процесс, представив себе, что самопроизвольность (Бог, Творец, не имеющий формы) распространяется в части пространства, ограниченной ее собственной идеей, и сообщает этому пространству частицу своей произвольной силы, чтобы сделать его способным сохранить форму и сопротивляться окружающим силам. Эти охраняющие пространства подобны второстепенным божествам, обязанным защищать и даже преобразовывать формы; таковы Монады Лейбница.