КОНЕЦ РАСПУТИНА

Став persona grata в царской семье, Распутин все больше и больше вмешивался в управление государством. Теперь он уже снимал и назначал по своему произволу не министров и членов священного синода, а председателей совета министров и высших иерархов православной церкви. Так, по желанию Распутина был снят холодно принявший его председатель совета министров Коковцев. Больше всего любил Распутин оказывать протекцию наиболее нечистоплотным людям. Так, он сделал митрополитом сибирским своего дружка Варнаву, во многом на него похожего, проходимца, неграмотного, нечистоплотного, развратного, замешанного в самых грязных историях.

Одна из причин распутинского влияния на царскую чету и ближайшее ее окружение состояла в том, что двор последних Романовых, ставший ярким примером гнилости и разложения эксплуататорских классов, патологически тяготел к мистике и ее проявлениям, пытаясь укрыться в мираже от назревших революционных сдвигов. Не будь этого – никогда бы неграмотный конокрад не смог бы стать временщиком, сосредоточившим в своих руках неограниченную власть и влияние. В атмосфере же безудержного страха перед социальными преобразованиями правящей верхушке нужна была фигура, окутанная мистическим ореолом. Этой фигурой стал Распутин. Но не окажись он под рукой – это место занял бы другой прожженный  мошенник, «чревовещатель», «ясновидец».

Нет нужды подробно останавливаться на том, как в тщетной попытке спасти тонущий царизм слепые его приверженцы, полагая, что вся беда трона в Распутине, организовали в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года его убийство. Тело мертвого Распутина отвезли в автомобиле к проруби на Невке и бросили под лед.

Тотчас же по его смерти царь и царица объявили старца Григория Ефимовича Распутина мучеником, принявшим страдание во спасение России. Стал вопрос о его канонизации – причислению к лику святых. Царская чета страстно желала видеть в православной церкви еще одного святого, притом самого любимого и почитаемого – святого Григория-Великомученика. Стать бы Гришке Распутину официально признанным православным святым, не вмешайся Февральская революция.

Обстоятельства убийства Распутина показывают, до какой степени злобы на него дошли монархисты и приспешники самодержавия. Он вырос в их глазах в какую-то гигантскую, демоническую личность. А между тем это совершенно не так. Несмотря на то что в его руках находилась большая власть, это была ничтожная, комическая фигура. Дело не в том, что он мог повлиять на царя при решении, какую министерскую пешку снять, а какую поставить на ее место. Никакой разницы между распутинскими протеже или протеже какого-нибудь другого фаворита не было. Карты тасовались в одной и той же засаленной колоде. Страна стояла у порога великого обновления. Но Распутины – и те, что из родовитых, потомственных дворян, с великосветскими манерами и аристократическим образованием, и те, что из бродяжек, варнаков и конокрадов, – звериной злобой ненавидели это приближающееся будущее и старались всеми силами задержать его приход. Они знали -им там места нет, поэтому они и прятались от народа за штыками карателей и веревками палачей, бросали в каменные мешки петропавловских казематов лучших людей своей страны. Вешали, расстреливали, заточали, ссылали на каторгу- Но наутро после кровавой бойни, отрезвев от потоков крови, они вновь чувствовали неотвратимость их гибели. И тогда в животном страхе хотели они убежать сами от себя в мир чуда, в мир сверхъестественного, в мир мистики и разврата, в мир призраков. И тогда они сооружали себе идолов и молились им, преклонив колени… И в этом они были ничтожны и смешны…