Концептуальные отличия православной и католической церкови

Великому церковному расколу, поделившему христианство на католическую и православную церкви, вот уже почти тысяча лет, а он до сих пор будоражит умы верующих обеих конфессий. Кто был прав, а кто виноват в той давней истории, которую многие воспринимают, как трагедию, что неудивительно ‑ ведь церковь Христова, которая должна была быть единой и неделимой, оказалась не просто разделена, ‑ долгое время она была в противоборстве.

На сегодняшний день отличий между православной и католической церквями стало уже так много, что о воссоединении уже если и говорят, то лишь на высоких церковных встречах, да и то потому, что того требует дипломатический протокол. Что же так непоправимо раскололо Церковь Христову, основанную на крови мучеников, и до XI века имевшую общих святых? Ведь все мы прекрасно понимаем, что различия не сводятся к тому, что католические и православные храмы, богослужения, иконы отличаются; раскол лежит намного глубже ‑ на уровне догматического учения. Главным и основополагающим догматом католической церкви является филиокве ‑ учение об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Иисуса Христа ‑ Сына.

Различия в учениях между католической и православной церковью

Одно из самых важных отличий между католической и православной церковью ‑ учение о браке. Если в православии основой для признания Таинства брака является богослужебное действие ‑ венчание, которое всегда совершается священнослужителем, то у католиков для того, чтобы брак считался действительным, достаточно заявления жениха и невесты о желании заключить совместный союз. При этом, лишь на католическом Тридентском соборе, прошедшем в XIX веке, было установлено, что брак считается действительным лишь тогда, когда заявление сделано в присутствии священника, а до этого было достаточно взаимного желания жить вместе.

Еще одно различие, разделяющее православную и католическую церковь ‑ западный культ сердец Иисуса и Пресвятой Богородицы. В основу его легли видения монахини Маргариты Марии Алякок, умершей в 1690 году и причисленной католической церковью к лику святых. Она заявляла, что постоянно видит во сне Иисуса, который показывает ей Свое сердце и обучает ее почитать его. Православная церковь видит в этом экзальтацию и психологическую самонакачку, ведь в православии, наоборот, строго запрещено при молитве представлять себе телесно Господа, Богородицу и святых.

В католических и православных храмах присутствуют иконы, которые, правда, сильно отличаются внешне (сравним православную Богородицу и католическую Мадонну), при этом в католицизме также принято почитать статуи и статуэтки, что в православии считается заблуждением.

Католический и православный храм это готика и Византия

Наиболее видимые различия между католической и православной церковью ‑ внешние ‑ как раз несут в себе меньше всего смысловой нагрузки. Разница между православными и католическими храмами, так возмущающая последователей восточного христианства ‑ наличие скамеек для молящихся, отсутствие алтарной перегородки ‑ являются всего лишь отражением культур различных стран.

А вот разница в преподавании в католических и православных храмах причастия верующим мирянам (у православных ‑ и Тела, и Крови Христовых, а у католиков ‑ только Тела) носит в себе уже более глубокое противоречие, ведь, согласно Евангелию, Христос причастил Своих учеников-апостолов и Телом, и Кровью, и заповедал то же самое делать своим последователям.