Колдовство как оно есть

О широкой распространенности всех видов колдовства и ведовства еще до крещения Руси можно судить уже по богатству соответствующего пласта лексики древнего языка, даже если бы иных свидетельств тому не существовало: для обозначения понятий колдун, чародей, провидец, предсказатель и т. д. существовало более тридцати терминов.

 Однако и в доказательствах иного рода нет недостатка. В 747 г. Синод в Кловшо повелел епископам ежегодно проезжать по своей епархии и, созывая народ, учить их Слову Божьему, запрещающему, среди других грехов, языческие ритуалы, определенные как «гадания, колдовство, предсказания и предзнаменования, амулеты, заклинания и прочие гнусности нечестивцев и заблуждения язычников». Эдикт короля Альфреда просто повторяет закон Моисея (Исх., 22, 18), хотя и в странно искаженной форме: «Что до женщин, что имеют обыкновение принимать чародеев, магов, колдунов и ведьм, – не оставляйте их в живых».

В законах Эдуарда и Гутрум (до940 г.) колдуны и ведьмы, гадалки, клятвопреступники, тайные убийцы и шлюхи отнесены к одной категории правонарушителей; идентичная статья существует в законах Этельреда (1008 г.) – в ней список пополнился магами – и Кнута (ок.1030 г.): согласно уложениям, всех этих преступников надлежало изгонять из общины или казнить, за исключением тех случаев, когда они исправлялись. Данную статью особенно любили проповедники того времени. Можно также вспомнить и о церковном праве короля Эдмунда (ок.942 г.), которое предусматривало отлучение от Церкви клятвопреступников и тех, кто занимается магией, но с той же оговоркой.

Ад, согласно проповедям Бликлинга X в., – это место, куда отправятся все колдуны, занимающиеся заклинаниями и чарами и так обманывающие неосторожных и уводящие их от Бога своим ведовством и иллюзиями. Когда придет Антихрист, предрекает другой проповедник, «с ним будут колдуны, чародеи, предсказатели, а также те, кто умеет творить заклятия… а проклятые духи будут его учителями и спутниками». Ведовство, или черная магия, упоминается также в различных наставлениях о проведении Божьего суда водой (IX в. и далее), а также в формуляре отлучения от Церкви первой половины XI в. Упоминаются в требниках и попытки сорвать при помощи ведовства испытания каленым железом и кипящей водой.

Светские законы Кнута (ок.1030 г.) запрещают язычество, которое определялось так: «…поклоняться языческим богам, солнцу или луне, огню или воде, источникам, камням и деревьям любого рода, а также вызывать любовь или тайную смерть при помощи ведовства или заниматься чем-нибудь наподобие жертвоприношений, гадания или прочих иллюзий». Этот указ восходит, в основе своей, к так называемым канонам короля Эдгара, которые он почти полностью воспроизводит. Под тайным убийством (не упомянутым в канонах) Кнут понимает в особенности человекоубийство при помощи ведовства, как и явствует из контекста. Его указ частично повторяется в установлениях нортумбрийских священников, принятых в Йорке в том же столетии. Кнут, кстати говоря, был хорошо знаком с суевериями своей родной Дании, а скандинавские колдуны и ведьмы, если верить Саксону Грамматику (XIII в.), умели готовить отраву, убивать проклятием, принимать облик разных животных и убивать в таком обличье; они могли вызвать любовь при помощи заклятия или снадобья, а также наслать туман, чары, дождь и плохую погоду, вызвать панический страх, затупить стальной клинок, изобрести охранительные заклятия, заставить человека прийти против его воли. Английское колдовство отличалось не меньшим разнообразием и многосторонностью.

Таким образом, человекоубийство при помощи колдовства подпадало под общее определение тайного убийства (morth, murdrum), но в законах короля Этельстана (ок. 930 г.) и в «Обычаях» времен короля Эдгара (ок. 965 г.), а также в написанных на народном наречии «Исповеднике» и «Пенитенциарии», и в латинских пенитенциариях ирландского, английского и франкского происхождения, связанных с именами Финниана, Колумбана, Теодора, Беды и Эгберта, этот вид преступления оговаривается особо. Юридический трактат, написанный около 1114 г. и известный под названием «Законы Генриха I», объявляет наказанием за человеко убийство при помощи колдовства смертную казнь; если, однако, жертва оставалась в живых, но пострадала от болезни или физического увечья, преступнику вменяли в обязанность компенсировать ущерб.

Соответствующая статья в «Законах»- приводит в качестве одного из возможных средств убийства форму колдовства, существующую с очень давних времен и не утратившую известности и поныне, а именно invultuacio (envoutement), то есть дурное обращение с куклой или изображением с целью вызвать болезнь или смерть человека, которого оно представляет. Этот же оккультный способ убийства фигурирует в англосаксонском документе «О способах наложения наказания» времен короля Эдуарда и, в аналогичных терминах, в англосаксонском «Пенитенциарии» Псевдо-Эгберта. Действительный случай подобного рода, который произошел в IX или XI в., зафиксирован (вместе с рассказом об утопленной ведьме) в документе о праве собственности на землю в Нортгемптоншире. К этой теме мы еще вернемся.