КОЛЬЦО КОРОЛЯ КАРЛА

Баллады и романсы изобилуют магическими кольцами до такой степени, что если бы составить «ценностный список», обыкновенный каталог с лаконичными замечаниями относительно их силы – магической или присущей тому или иному камню от природы, то такое перечисление заняло бы множество страниц. Они могут сделать своего носителя невидимым, застраховать владельца от падения, а его лошадь от засечек, сделать человека неуязвимым ни для оружия, ни для огня, удвоить его силу, предохранить его от хандры и болезни или рассказать ему, как поживает другой (например, жена: жива она или умерла, верна или изменяет).

Знаменитая легенда о кольце короля Карла Великого (знакомая английскому читателю по балладе Роберта Саути «Кольцо Карла Великого») была известна сатирику Скелтону от Петрарки, именно ее использовал он в своей жестокой атаке на кардинала Уолси «Почему нейдешь ты ко двору?». Тиндейл тоже рассказывает эту историю. Удивительно, пишет Скелтон, как любит король кардинала и насколько он ослеплен, что не видит, как хитромудрый прелат его обманывает:

Боюсь я, уж не колдовством ли.
Или еще, какой прочей чертовщиной –
Ведовством или заклинаниями –
Сделался он любимчиком короля.
И его милым голубком.

Мне хорошо известно, продолжает поэт, что, по словам Франческо Петрарки, подобным же образом был лишен разума и Карл Великий:

Некромантией,
Знаками* и заклинаниями
Под определенными созвездиями
И при помощи неких воскурений
Под камнем на золотом кольце,
Выкованном специально для короля Карла,
Которое заставило его
Любить человека одного
Больше всех остальных.
То не сказка и не ложь.

Но пусть остальное поведает вам математик:

Ибо противно мне
В материи дьявольские лезть.

Намек очевиден. Вряд ли у кого еще остались сомнения в том, что Уолси каким-то образом околдовал своего повелителя – короля. Он «счел (вычислил), рождение короля, – сообщает Тиндейл, – и, как я слышал от многих, магическим искусством заставил короля носить на теле гравированный знак, который и заставил короля возлюбить его больше, чем любую даму или джентльмена до сих пор, и с тех пор его Милость следует за ним так же, как сам он раньше следовал за монархом». Тиндейл, видимо, полагает, что подобная слабость была вообще характерна для прелатов: во времена Генриха VII, сообщает он, «кардинал Мортон испросил у Папы разрешение изучать некромантию для четырнадцати человек, в числе коих был и он сам».

Многие подозревали, что в услужении у кардинала был знакомый демон. Уильям Степлтон, бывший бенедиктинец, который и сам носил одно время колечко, полагая, что оно может оказаться полезным для поисков клада, слышал от одного своего друга (ок. 1527 г.), будто священник из Лезингама с еще одним человеком на пару призвал трех духов: Эндрю Малха, Обериона и Инкуба, но Оберион отказался говорить с ними, потому что, как объяснил Эндрю Малх, «был привязан к милорду кардиналу».

Ричард Джонс, еще один чародей-любитель, признался в 1532 г., что сэр Уильям Невилль спрашивал у него, нельзя ли «заказать такое кольцо, которое вызвало бы милость принца к его владельцу; видя, что такое кольцо было у милорда кардинала, и чего бы он ни попросил у его королевской милости, все всегда получал». Невилль рассказал ему также, что Кромвель однажды совещался с колдуном, и «вскоре после этого никто не был в такой чести у милорда кардинала, как Кромвель!»

Джонс ему ответил, что «прочел много книг, в особенности трудов Соломона, о том, как кольца делать, и из какого металла, и какими свойствами они должны, по канону Соломона, обладать», но что сам он ни разу ни одного не изготовил и знал об их свойствах «только понаслышке».

Некий священник по имени доктор Клин году в 1538 хвастался, что прожил несколько лет с кардиналом Уолси и изготовил для него «кольцо с камнем, при помощи которого тот творил многие дела». Этот доктор Клин известен также как сэр Джон Скарм, «поскольку о нем говорят, что он может воспрепятствовать дьяволу». Скарм и Шорн, это, вероятно, одно и то же лицо. Мастер Джон Шорн, ректор Норт-Марстон в Бэкингемшире около 1290 г., надолго прославился, загнав демона своими заклинаниями в сапог. Старинные фигурки мастера Джона с сапогом в руках, из которого выглядывает маленький чертенок, существуют и по сей день.