Канонические тексты рассказов о плащанице

Есть немало исторических свидетельств, предшествующих хII веку, только они не так надежны. В апокрифических Евангелиях (от Петра, Никодима, Фомы, Евангелиях евреев) есть отсутствующие в канонических текстах рассказы о плащанице, сохраненной Иосифом Аримафейским, который нашел ее в пустой гробнице, и о том, как апостолы ее прятали – по мнению некоторых толкователей, в Кумранской долине. А потом, начиная с 131 года, стали поговаривать о хранимом в Эдессе (ныне Урфа, Турция) платке с “отпечатком Тела Христова”.

Город становится важным центром паломничества, известным на весь христианский Восток. Потом следует ряд военных вторжений, полотно прячут, и его следы теряются; следующие упоминания о нем относятся только к 525 году, когда Эдесса была восстановлена после катастрофического наводнения. Это время отмечено разительной переменой в иконографии: Иисус, которого до тех пор изображали либо наподобие греческого бога с белокурыми локонами, либо как пухлого херувима, внезапно приобретает семитские черты и черную бороду (облик семита-бородача); по выражению профессора Поля Виньона, появляется двадцать поводов утверждать, что этот облик списан с образа на плащанице.

При упоминании в текстах этот образ именуется манднльоном, что в переводе с греческого означает “плат”. Но подождем до VII века, и тогда Смирра, главный медик императора, пояснит в одном из своих сочинений, что манднльон – вовсе не “плат”, а “саван, на котором отпечаталось не только лицо, но и все тело Иисуса”. Это толкование позволяет понять сходное место у египетского историка Феофилакта: во время кампании против персов (587-590) “плат был развернут и показан воинам, дабы придать им смелости”.

Первым взялся доказывать, что манднльон – это и есть плащаница, только сложенная вдвое, а потом еще вчетверо, англичанин Ян Вильсон; его мнение, что сложенную таким образом плащаницу убирали в ларец, позволяющий увидеть только лик, до сих пор наталкивается на активное сопротивление, несмотря на веские доводы в пользу такой версии. Так, лик с манднльона, воспроизведенный на монетах Юстиниана II (685-711)5 в точности повторяет лицо на плащанице.

Однако, да будет мне позволено несколько сбавить в этом месте тон: поскольку средства научного исследования в то время были весьма ограничены, ничто не мешает думать, что манднльон был всего лишь копией плащаницы. Остается заметить, что в 2002 году, когда на плащанице проводились реставрационные работы, обнаружились следы давнего ее складывания, так что на виду оставалось только лицо страждущего. В определенный период своего существования плащаница очень хорошо соответствовала описаниям манднльона в различных документах.

Заметим по этому поводу, что, если апостолы, и в самом деле, забрали из гробницы погребальный покров Христа, дабы сохранить его, демонстрировать его, как таковой, они не могли, поскольку иудейский закон запрещал поклонение предмету, который касался мертвого тела, поэтому, им следовало выбираться из Иерусалима, сложив плащаницу так, чтобы оставалась видна только тень лика,они выдавали ее за произведение художника. Если эта гипотеза верна, то сами апостолы и были первыми фальсификаторами, подделывавшими плащаницу, – только в обратном смысле.