40 дней православного поста – много это или мало? Зависит это от многих факторов: от опыта постничества, от настроя, от готовности и желания принести Богу в дар свою бескровную жертву – воздержание от пищевых и плотских удовольствий.
Мы часто представляем себе Великий Пост, как 40 дней беспросветной тоски и непосильного подвига. Но так ли это на самом деле? Разобраться, так ли это, нам поможет этимология слова «пост» – в русском языке оно означает стояние на страже. И действительно, во время строгого церковного Поста верующий человек, как часовой, охраняет самое ценное, что у него есть – свою бессмертную душу. Уныние и раздражительность в пост возникает у нас от того, что мы совершенно не приучены ценить свою душу, заботиться о ней, очищать и оздоравливать. Вопреки здравому смыслу, все свое внимание, любовь, и финансы мы направляем на временные, тленные вещи – тело, красоту, богатство, материальное имущество. 40 дней поста напоминают православным христианам, что когда-нибудь все это уйдет: «На что надеюсь я, видя во гробе брата моего, бесславного и безобразного? Вспомни, душа моя, о Царстве Небесном» – эти слова покаянного канона наиболее ясно отражают настроение христиан в Великий Пост.
Великий Пост 40 дней скорби или радости?
В английском и немецком языках слово пост звучит соответственно как Lent и Lenz, что в переводе с обоих языков означает «весна». Нас это не удивляет – ведь всем известно, что большая часть 40 дней Великого Поста приходится на весну. Но, кроме своего прямого значения, слово весна в данном случае имеет и символическое: расцвет, возрождение души. Весна – это время радости и обновления, поэтому и 40 дней православного поста следует проводить в духовной радости. Как же может радость сочетаться с постоянным напоминанием себе о смерти, с покаянием, с постоянным ограничением себя во всем? Ответ на этот вопрос можно получить, разобравшись в сути праздника Воскресения Христова: претерпев пытки и бичевание, оскорбления и плевки в лицо, Иисус умер долгой и мучительной смертью. Ученики Его были потрясены: как же так, их любимый Учитель, совершавший чудеса, воскрешавший мертвых, был распят и бесславно умер на кресте? Но вот прошло три дня, и что они видят: Спаситель, как и обещал, воскрес из мертвых, показав тем самым, что то же самое произойдет с каждым, кто верует в Него и следует Его учению. Именно к этому и подводят нас 40 дней Великого Поста: осознать и понять, что смерти тела бояться бессмысленно – страшна лишь смерть души.
40 дней поста и кающиеся грешники
Часто бывает так, что человек, пришедший к Богу в зрелом возрасте, думает: «Нет мне уже смысла ни ходить в церковь, ни поститься, ни молиться – на мне огромная гора грехов». Тут следует отметить, что осознание собственной греховности – уже первая ступенька в деле спасения.
40 дней Великого поста можно сравнить с возвращением блудного сына, который покинул отчий дом, забыл о своем отце и жил неразумно. Но когда у него закончились деньги, то решил вернуться в отчий дом, не испытывая, впрочем, никаких иллюзий по поводу прощения. Но он не оставлял надежды, и она оправдалась: увидев своего возвращающегося сына, отец выбежал навстречу, обнял его, и принял обратно. 40 дней поста напоминают и о евангельской блуднице, которая пришла к Христу, поливала Его ноги слезами и натирала благовонными маслами. Оттолкнул ли ее Иисус? Конечно, нет. Разве это не повод для духовной радости и надежды? Поэтому всем, кто недоволен своей жизнью, кто понимает, что идет совсем не тем путем, каким следовало бы, 40 дней Великого Православного Поста дают шанс на то, чтобы отречься от старых грехов и привычек, став причастными к весенней радости Воскресения Христова.