ИЗУЧАЯ ГИПНОЗ

Выдающийся психиатр и невропатолог Жан Мартен Шарко (он был главой крупнейшей психиатрической клиники Парижа – Сальпетриер) начал изучать гипноз в 1878 году на больных, страдающих истерией. Эта болезнь из-за невероятной многоликости симптомов еще со времен Гиппократа составляла загадку для врачей. Истерию называли «великой симулянткой», так как в ее болезненных проявлениях встречались симптомы, похожие на симптомы почти всех известных болезней. Параличи истерического происхождения (при которых никогда не бывает органического поражения нервов) настолько точно воспроизводят картину органического паралича, что в их распознавании нередко ошибались и крупные специалисты. Шарко находит разгадку истерии в том, что страдающие ею больные обладают повышенной восприимчивостью к воздействию на психику. Внезапные нервные потрясения, впечатляюще сильные зрелища или длительные неприятные переживания, особенно если к этому присоединится какое-то, пусть даже небольшое, физическое недомогание, недостаточное питание или сон, отравление, могут вызвать у таких людей целый ряд нервных и психических нарушений. Больные, страдающие истерией, восприимчивы к внушению, и особенно к самовнушению. Стоит им по поводу пустячного беспокоящего их болезненного ощущения (ослабели ноги, слегка занемели пальцы на руках, несколько непривычно застучало сердце или появилось чувство тяжести в голове) вообразить, что это начало тяжелого заболевания, как они во всем начинают отыскивать подтверждение этих зачастую совершенно необоснованных опасений. Взволнованность и обеспокоенность нарастает и скоро… симптом, нередко весьма тяжелый, налицо: человек не может встать – «отнялись ноги»; не может один выйти из дому – «боится постоянно возникающих на улице перебоев в сердце». Так развиваются многие истерические расстройства деятельности сосудов, сердца, желудочно-кишечного тракта, чувствительности, движений и т. п.

Истерические симптомы могут возникнуть в случаях, если воображение больного, страдающего истерией, будет поражено зрелищем тяжелых болезненных проявлений у других больных. Например, увидев, как больной, страдающий эпилепсией, бьется в тяжелом судорожном припадке, истерик может через некоторое время сам упасть в припадке, который почти во всех деталях повторит картину эпилептического припадка.

Известный психиатр Пьер Жане, ученик Шарко, наблюдал в Сальпетриере одну больную, у которой в страстную пятницу выступала кровь из кожной раны под областью сердца, т. е. там, где обычно изображают на распятиях одну из ран Иисуса Христа. Одним из первых известных в истории религии случаев стигматизации были кожные кровоизлияния у Франциска Ассизского, которые по локализации точно соответствовали местам, где были раны от гвоздей у Иисуса Христа. Позднее такие явления наблюдались у многих фанатично верующих христиан. Исследования гипнологов в Париже и Нанси свидетельствовали о том, что в этих явлениях не было ни чуда, ни обмана. Они были следствием повышенной впечатлительности и силы воображения истеричных. Напряженное созерцание распятия с эмоционально переживаемым чувством веры в Христа, с горячим состраданием к его мукам вызывали (по механизмам внушения и самовнушения) такие изменения в питании и кровоснабжении соответствующих мест их кожи, которые имитировали, воспроизводили картины, питавшие их фантазию и чувства.

Болезненные расстройства, возникающие под влиянием внушения, самовнушения, жизненных потрясений и других нервно-психических факторов, получили название психогенных (от слов «психе» – душа и «генезис» – происхождение). Эти же явления могут приводить и к обратному эффекту. Шарко и его ассистентам неоднократно приходилось наблюдать случаи, когда под влиянием внушения   в   гипнозе   некоторые,  даже   очень   тяжелые болезненные   симптомы   исчезали   у   истериков   почти мгновенно.