ИСТИННАЯ ОДЕРЖИМОСТЬ

Это случай явной одержимости духом умершего, который исследовал Джеймс Х.Хайслоп, специалист в области психологии и один из первых президентов Американского общества психических исследований. Хайслоп считал, что этот случай доказывает реальность одержимости духом умершего.

Фредерик Л.Томпсон в первый раз посетил Хайслопа в январе 1907 года. Ему было тогда 39 лет, он работал с металлом, а по выходным – рисовал. Томпсон утверждал, что находится под влиянием покойного Р. Свейна Гиффорда, пейзажиста, известного в конце XIX века. Томпсон испытывал непреодолимое желание писать и рисовать деревья и скалистые берега, которые он никогда в жизни не видел – Томпсон встречался с Гиффордом летом в Нью-Бедфорде, в Массачузеттсе, а в 1898 году обращался к нему за рекомендацией в Тиффани Гласе Компании, так что они были знакомы, но отнюдь не были друзьями. Томпсон переехал в 1900 году в Нью-Йорк, занимался обработкой металла и ювелирным делом. Он не знал, что Гиффорд умер 15 января 1905 года.

В конце лета и осенью 1905 года у Томпсона вдруг возникло острое желание рисовать. Он не понимал природы этого желания, но начал мысленно видеть картины, которые, как он знал, писал Гиффорд на Бедфордском побережье. Свое второе “я” художника Томпсон именовал “м-р Гиффорд”, о чем рассказала его жена, Карри.

В январе 1906 года Томпсон побывал на выставке “покойного Свейна Гиффорда” где и узнал, что Гиффорд умер. Томпсон был так возбужден сходством картин Гиффорда и его собственных последних зарисовок, что даже ощутил дуновение морского бриза. Потом он услышал голос, который сказал ему: ” Видишь, что я сделал. Продолжай работать”.

Томпсон испытывал постоянное внешнее давление, которое принуждало его рисовать. Это совершенно расстроило его финансовое положение и осложнило семейную жизнь. Он решил, что он сходит с ума. Два психиатра поставили ему диагноз – паранойя. Услышав, что Хайслоп занимается исследованием психических процессов, он отправился к нему. Хайслоп весьма заинтересовался этим случаем, но решил сначала, что Томпсон страдает дезинтеграцией личности. Хайслоп решил посоветоваться с медиумом, чтобы выяснить, есть ли какая-то правда в том, что говорит Томпсон. Хайслоп и Томпсон встретились с Маргарет Гауль 18 января 1907 года.

Гауль сразу же ощутила присутствие художника, хотя Хайслоп не сообщал ей никаких предварительных сведений о Томпсоне, даже обращался к нему “м-р Смит”. Она описала ему те же пейзажи, что виделись Томпсону два дня назад. 16 марта Хайслоп повез Томпсона в Бостон на встречу с Минни М.Саул (в записях Хайслопа она называется “Миссис Ченовис”), которая считалась в свое время самым талантливым медиумом. Ее коммуникатор с духами Санбим сообщил ей сведения о привычках Гиффорда, о том, как он одевался, и даже о его коврах – эти сведения позднее были подтверждены вдовой Гиффорда. Кроме того, он очень ярко описал ряд постоянно преследовавших Томпсона пейзажей с узловатыми склоненными над водой деревьями. Все это убедило Томпсона, что он не сходит с ума, и он отправился на побережье Новой Англии искать пейзажи-видения.

Летом и осенью 1907 года Томпсон путешествовал по любимым местам Гиффорда, узнавал места, которые тот заставлял его рисовать, слышал музыку и даже тот же голос, что обратился к нему на выставке. Томпсон нашел дерево, на котором Гиффорд вырезал свои инициалы “Р.С.Г., 1902”. В начале 1908 года Томпсон закончил несколько больших картин и продал их. Известные искусствоведы, видевшие эти работы, находили в них большое сходство с работами Гиффорда. Хайслоп продолжал в глубине души считать, что Томпсон просто реализует подавленное стремление быть художником и что его общение с Гиффордом повлияло на него больше, чем он думает.

Хайслоп решил организовать контакт с духом умершего художника, чтобы проверить, действительно ли Томпсон одержим его духом или в его работах отражены воспоминания о Гиффорде. После сеанса проведенного Гаул, Хайслоп привез из Бостона в Нью-Йорк Саул, и они с Томпсоном получили возможность регулярно с ней встречаться. Во время сеанса 4 июня 1908 года Саул контактировала с Гиффордом и сообщила, что художник в восторге от возможности вернуться и закончить через Томпсона свои работы. Во время последующих сеансов были сотни сообщений, касающихся выбора видов и цвета, явно демонстрирующих влияние Гиффорда.

Саул вернулась в Бостон, и там она встретилась с Хайслопом. Во время сеанса предполагаемый дух Гиффорда сообщил, что он послал Томпсону сон, в котором он увидит ангела смерти. Когда Хайслоп вернулся в Нью-Йорк, к нему пришла миссис Томпсон, обеспокоенная тем, что Томпсону приснился сон о смерти, который он зарисовал. Хайслоп почувствовал, что он близок к непосредственному контакту с духом Гиффорда, от которого теперь требуется некоторая позитивная самоидентификация. Хайслоп не организовывал новых сеансов до декабря 1908 года. В декабре он обратился к медиуму миссис Уиллис М.Кливленд. Первые ее сеансы были разочаровывающими, но утром 9 декабря она работала с Хайслопом. Ее коммуникатор обратился к Томпсону с напоминанием, что он поручил ему свою работу и просит не пренебрегать ею. В процессе автоматической записи Кливленд сначала пыталась записать инициалы, а затем стала набрасывать виды Масеачузетского побережья, на котором Томпсон был в прошлом году. Дух вспоминал детство и свои ранние работы, потом убедительно попросил Томпсона продолжать работу и не забывать его. В конце концов, дух сообщил, что он должен удалиться и написал рукой Кливленд “Р.С.Г.”.

Хайслоп твердо уверовал в то, что в случае Фредерик Томпсон Р. Свейн Гиффорд он встретился с истинной одержимостью. В дальнейшем Хайслопу приходилось встречаться со случаями явного обмана, случаями сверхтелепатии, но он не отказался от своего заключения. Дух Гиффорда никогда больше не беспокоил Томпсона. Но Томпсон ушел со своей прежней работы, и все свое время стал отдавать живописи. В 1912 году он вступил в весьма престижный клуб профессиональных художников Салмаганди. Несколько лет он работал в Нью-Йорке, а потом перебрался с побережья Нью-Бедфорд в Вайнярд Марфы. Вернувшись в Нью-Йорк в 3920-х годах, Томпсон продолжал писать и заниматься скульптурой, его произведения постоянно выставлялись, и он был хорошо обеспеченным человеком. В конце 1920-х он завершил работу в Майами и умер, вероятно, в 1927 году.