ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСКОВЫХ КУКОЛ

Принуждение через куклу

Хочу рассказать вам занятную историю о некоем Брандоне-жонглере, годы жизни которого неизвестны. Он «нарисовал на стене изображение голубицы и, увидев на крыше дома голубя, молвил королю: „Глядите, ваша милость, что может сделать жонглер – мастер своего дела” – и принялся с размаху вонзать нож в нарисованную голубку, приговаривая при этом какие-то слова, пока голубь не свалился с конька крыши, мертвый как камень». Ему запретили «повторять это деяние когда-либо еще, чтобы он не использовал его для другого убийства». «Эта история, – добавляет Скотт, – свежа в памяти и по сей день и многими почитается канонической, как и другие басни о ведьмах». Скотт приводит также указания, как нанести человеку вред или убить его при помощи воскового изображения, медного или изготовленного из «кладбищенской земли», а также сообщает, как при помощи тех же восковых куколок приворожить любовь. Все это он объявляет пустой игрой воображения. «Но, – продолжает он, – касательно этих изображений, истинная правда, что в народе их очень боятся, и потому они часто используются ведьмами, когда те хотят сделать кому-либо какую-нибудь пакость». В доказательство он приводит подробности случая, имевшего место «немного времени тому назад» в Нью-Ромни, в Кенте. Некая молодая женщина заболела, обратились за советом к «известной ведьме по имени матушка Бейкер». Та, узнав, что домашние считают причиной недуга соседку, объявила ее виновницей, поскольку она якобы сделала сердце из воска и проткнула его иголками и булавками. В доказательство своей лжи матушка Бейкер подбросила такое изображение в дом намеченной жертвы. Однако ее мошенничество было раскрыто.

При допросе арестованных в 1579 г. в Виндзоре ведьм оказалось, что «они разделались и довели до смерти определенных персон при помощи подобий из воска*. Также и акты Тайного совета (16 января 1578(9) г.) содержат утверждение о том, что «недавно были раскрыты дела, направленные на убийство ее величества». Этот недавно раскрытый заговор, без сомнения, и упоминается в послании Тайного совета лорду мэру и епископу Лондона, а также другим чиновникам, извещающем их о получении их писем пятнадцатого числа сего месяца вместе с запечатанной коробкой, в которой содержалось три восковых изображения, и о предпринятом ими выяснении обстоятельств, при которых указанные изображения были найдены». Данное происшествие вызывает у Скотта должное презрение: «Не находили разве, к ужасу и изумлению толпы, куколок в навозных кучах в последнее время? Тем больше было впечатление, чем более серьезные претензии (то есть намерения) приписывались колдунам». Жан Боден сообщает, что три вышеупомянутых изображения были найдены во владении некоего колдуна-священника, кюре из Инстинктона (Излингтона), и были предназначены для того, «чтобы умертвить короля Англии и двух его приближенных». Они были обнаружены, сообщает он, «внутри дымохода», и имена королевы и других были написаны на них. Бернардина Мендоса, испанский посол, сообщает дополнительные детали в депеше, отправленной своему правительству. Какой-то поселянин нашел три фигурки, зарытые на конюшне. Они были по два дюйма в высоту каждая, ширины пропорциональной. «Центральная фигура имела на лбу надпись „Елизавета”, другие, по бокам, носили платья ее советников. Все они были покрыты большим количеством разнообразных знаков, из левого бока каждой торчала свиная щетина, словно бы для колдовства». На самом же деле, если верить Скотту, произошло следующее: «старый колдун, имея нужду в деньгах», изготовил трех куколок для одного молодого джентльмена, пообещав ему, что таким способом можно добиться любви трех женщин. Бен Джонсон долгое время спустя вспоминает, что об этом происшествии много было толков впоследствии, когда он «был еще совсем молод». Вскоре после излингтонского скандала  Тайный совет получил информацию о неких жителях Лондонской епархии, которые «располагали секретом хранения определенных изображений, приберегаемых для дурных целей колдовства и идолопоклонничества». В то же самое время Тайный совет направил епископу Норвичскому письмо, уведомляющее его о том, что в Тетфорде и в других местах его диоцеза «видели недавно в домах некоторых людей определенные изображения» столь же двусмысленного характера. И опять, в 1580 г. Николас Джонсон был обвинен в колдовстве за «изготовление воскового изображения ее величества», а пять лет спустя лорд Берли получил письмо, в котором сообщалось, что Уильям Одер (школьный учитель, священник и врач) уверял, будто может убивать или исцелять, применяя подобную магию.