Гюстав Курбе
Пейзаж с деревом
Ок. 1868
Холст, масло. 69 х 89 см
Будапешт, Музей изобразительных искусств
Реалистическое мировосприятие, изменения, происшедшие в оценке повседневной жизни, сделали неприемлемыми прежние каноны пейзажной живописи. Разрушение границ между предметом и изображением и утверждение в правах гражданства простых мотивов вели к расковыванию творческой фантазии, открывая перед искусством новые перспективы. Однако романтический и «классический» подход к пейзажному жанру все еще дает себя знать, например, в эмоциональном настрое пейзажей барбизонцев или в содержащем символический подтекст изображении дерева с густой кроной рядом с голым деревом в картине Коро «Воспоминание о Мортефонтене». Пейзажам Курбе также часто присуще романтическое ощущение природы, проявляющееся в пафосе воплощенного в образе дерева или морской волны мира человеческих эмоций. Позднее это романтическое ощущение природы, усиленное до внутреннего отождествления с ней, появится у Ван Гога, в его одухотворенных пейзажах арльского периода.