ФРАНСИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕС – Нападение разбойников

Нападение разбойников

 

ФРАНСИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕС
Нападение разбойников

Холст, масло, 69 х 107,5 см.
Впервые фигурировала на аукционе висбаденского собрания Л. Стракоша (Берлин, Б. Лепке, 23. X. 1900, № 98), на котором была приобретена для собрания Вебера в Гамбурге. Куплена Музеем на аукционе собрания Вебера, организованном также фирмой Б. Лепке в 1912 году (№ 186).

Выставки: «Испанские мастера XVI-XIX веков», Ленинград, Государственный Эрмитаж, 1969, № 25; «Шедевры будапештских музеев», Бордо, Галерея изящных искусств, 1972, № 83 (Лукас); «Выставка шедевров из собраний будапештского Музея изобразительных искусств и Венгерской Национальной галереи», Токио, Китакюсю, Нара, Камакура, 1979, № 12 (Гойя).

Принадлежность этого полотна Гойе вызывала много споров в искусствоведческой литературе. Однако доводы специалистов не были достаточно обоснованными, поскольку до публикации своего мнения ни один из них не видел эту вещь в оригинале. В собраниях и Стракоша, и Вебера картина фигурировала как произведение Гойи, после 1903 года эта точка зрения разделялась всеми. Потом были опубликованы те пять картин Гойи, которые попали в Буэнос-Айрес; одна из них почти полностью совпадает с будапештской. На этом основании Э. Дюге Трапьер («Эугенио Лукас-и-Падилья». Нью-Йорк, 1940, 40, табл. XXVIII) будапештский экземпляр считает копией с картины, находящейся в Аргентине. Мы, со своей стороны, считаем, что полотно, попавшее в Будапешт, безусловно является собственноручным произведением Гойи, ибо около 1794 года, во время выздоровления, Гойя написал много таких, относительно небольших по размерам жанровых сцен. И особенностями композиции, и техникой исполнения будапештское полотно встраивается в ряд поздних произведений художника, написанных широко, эскизно, и отличающихся новаторским, можно сказать – современным приемом моделирования форм густой краской с помощью мастехина.