ФОТОГРАФ ДУХОВ

Знаменитый фотограф духов. Одни считали его подлинным мастером, а другие – непревзойденным обманщиком. Несмотря на то, что его часто обвиняли в надувательстве, фактически он ни разу не был уличен в обмане.

Уильям Хоуп родился в 1863 году в Кру, Англия. Он стал плотником. Его дар фотографирования духов впервые проявился в 1905 году, когда он с приятелем по очереди снимали друг друга. На сделанном Хоупом снимке обнаружилось нечто “сверх программы”. Виднелось изображение человека, который физически не присутствовал в момент съемки. Как выяснилось, то была покойная сестра друга Хоупа.

После этого случая в помещении Спиритического общества г. Кру организовалась группа из шести человек, желающих заниматься фотографированием духов. Эта группа стала известной под названием “Кружок Кру”. Возглавил его Хоуп. Недостаточно подготовленные любители уничтожали все оригиналы негативов, опасаясь, что их заподозрят в сговоре с дьяволом. Так происходило до тех пор, пока к ним не присоединился архидиакон Томас Колли. Колли всю жизнь был поборником медиумизма и спиритизма, и его поддержка придана энтузиастам уверенности.

По иронии судьбы, первый промах Хоупа был связан как раз с сеансом Колли. Когда Хоуп готовил фотоснимок духа, он по ошибке использовал не ту “сверхпрограмму” и вместо матери Колли запечатлел другую пожилую женщину.

Хоуп хотел было признаться в ошибке, но священник не пожелал его слушать, назвав все его объяснения вздором: уж кому как не ему знать, кто изображен на снимке. Уверенный в своей правоте, Колли поместил заметку в газете, рассказывая, как, глядя на снимок, он вспоминал мать, встречавшую его на пороге дома. И еще 18 человек уверенно выбрали среди нескольких фотографий духов ту, которая была сделана Хоупом, утверждая, что на ней изображена покойная миссис Колли.

Спустя несколько лет, в 1921 году, произошел еще один казус, из тех, которые неожиданным образом оборачиваются против обвинителя, но относительно которого сомнения сохраняются и поныне. Хоуп в то время переехал в Лондон, где основал Британский колледж психической науки.

Обществу изучения психических явлений представился случай исследовать деятельность Хоупа, и оно направило к нему своего нового члена Гарри Прайса, великого мастера на всякие фокусы. Прайс сообщил, что он абсолютно уверен, что Хоуп прибегает к обману. Однако и по сию пору остались сомнения относительно того, кто подделал тогда фотопластинки -Хоуп или все же сам Прайс. Писатель Брайен Инглис утверждал, что если бы то было дело рук Хоупа, то он, несомненно, использовал бы более сложную технику, чем ту, которую приписывал ему Прайс.

Как и у всех самопровозглашенных медиумов, у Хоупа были приверженцы и недруги. Артур Конан Дойль в ответ на “разоблачение” Прайса написал “Случай с фотографированием духов” (1923). Одним из тех, кто в ту пору разделял мнение Дойля, был Фред Барлэу из Общества для изучения сверхнормальных изображений, позже занявший другую позицию. В издаваемом Обществом для изучения психических явлений журнале “Proceedings” за март 1933 года Барлэу писал, что последующий опыт предоставил ему возможность со всей определенностью заявить, что способности Хоупа никоим образом не связаны с медиумизмом. На стороне Хоупа были Уильям Крукс и Уильям Барретт. В то же время Оливер Лодж писал, что у него нет ни малейшего сомнения, что запечатанный пакет с фотопластинками, отправленный Хоупу, был распечатан перед тем, как вернулся к нему. Это также дало основание подозревать жульничество в случае с Круксом. В 1916 году, когда проводился этот сеанс, физику уже шел восьмой десяток, и он только что похоронил жену. Его ассистент Дж.Г. Нардинер рассказывал биографу Крукса Э.Э. Фурнье д’Эйлбу, что на негативе, с которого была воспроизведена фотография леди Крукс, четко были видны признаки двойной экспозиции, но Крукс предпочел не обратить на это внимания.

Японский исследователь “мыслеграфии” (“thoughtography”) Toмокичи Фукараи (Tomokichi Fuka-rai) во время поездки в Лондон в 1928 году использовал Хоупа в качестве субъекта. Мыслеграфия – термин, придуманный Фукараи. Это тип паранормальной фотографии, при которой живой человек психическим путем проецирует образы на фотопленку с помощью камеры или без нее.