Восприятие родителями своего ребенка как личности, что проявляется, прежде всего, в превалировании личностной формы общения и наоборот, без личностном отношение к ребенку со стороны родителей, которое порождает авторитарную форму общения, приводит к соответствующим деформациям в личностном развитии ребенка, усложняя возможности его самореализации. Отсюда следует, что родителям стоит уметь устанавливать такой тип взаимоотношений, который способствует гармонизации отношений с ребенком и реализуется в пространстве психологически оптимального общения. Важными признаками психологически оптимального общения выступают готовность к осознанному взаимопознанию, взаимопониманию; использование диалогической стратегии общения как основы взаимодействия; соблюдения открытости, искренности, уважения, адекватной требовательности, конгруэнтности, соучастия; умения говорить и слушать; умения отражать мысли и чувства партнера; направленность на самовоспитание и самореализацию; использование оптимальных средств воспитательного воздействия.
Проявление этих признаков зависит от уровня психологических знаний родителей о сущности и особенностях общения с ребенком, в частности, об особенностях собственного стиля; от действия их перцептивно-рефлексивных умений; от степени готовности к безусловному принятию ребенка, положительного отношения к нему, соучастия.
От уровня сформированности у родителей умений и навыков эффективного использования разнообразных средств общения, применение конструктивных стратегий взаимодействия и эффективных средств воспитательного воздействия.
Итак, оптимизация общения – это процесс сознательного выбора наилучшего варианта общения в конкретных условиях, предполагающий неразрывную связь цели общения (обмен информацией, организация взаимодействия, познания друг друга) и средств и форм ее достижения (личностно-ориентированное общение).
Наиболее целесообразным в процессе общения родителей с детьми является применение личностно ориентированного подхода, внедрения основных идей и принципов которые в семейном общении гармонизируют семейные отношения, обусловливают выбор родителями психологически оптимального общения, способствуют в целом всестороннему развитию ребенка.
Недостаточная экспериментальная разработка психологических исследований по проблеме оптимизации общения в условиях семейного взаимодействия обусловливает целесообразность организации эксперимента, направленного на изучение специфики общения родителей с детьми дошкольного возраста.
Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….
Выявление влияния родительского отношения на процесс общения в семье.
Определение психологических условий, обеспечивающих оптимизацию процесса общения родителей с детьми-дошкольниками и обоснование форм помощи родителям с целью оптимизации их взаимоотношений с детьми дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование, проведенное в 100 семьях, показало, что, неадекватное отношение родителей к ребенку, неэффективное общение приводит к формированию у детей:
- комплексов неполноценности,
- неврозов,
- неосознанной неприязни,
- чувству тревоги, вины,
- низкого самоуважения,
- трудности в построении теплых отношений с другими.
Анализ определенных типичных проблем семейного воспитания, результатов изучения особенностей общения в обследованных семьях дает основания считать, что психологическими условиями, позволяющими повысить эффективность процесса семейного общения с целью его оптимизации, являются сложившиеся у родителей приемы эффективной коммуникации:
- безусловное принятие ребенка,
- активное слушание,
- диалог,
- обратная связь,
- использование родителями невербальных средств общения
И конструктивные способы взаимодействия родителей с детьми
- мотивационно-ценностное отношение,
- авторитетно-доверительные отношения,
- положительная эмоциональная поддержка,
- стратегия взаимодействия.