ФИЗИОГНОЗИЯ КАК НАУКА О МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ

Идеи - Силы
Идеи – Силы

Природа, как это уже сказано выше, есть деятельная сила принципа инертности, после того как он получил от противоположной: принципа часть его самопроизвольности, в форме стремления к бытию.

Она доставляет Слову материю, посредством которой оно производит последнее проявление абсолюта в пространстве и времени.

Материю можно определить как выражение идеи, свойственной присущей самопроизвольности в пространстве, посредством силы: именно таков обычно представляемый, акт воли, проявленный в пустоте Небытия. Однако, эта концепция, обыкновенно считаемая непостижимой, как тайна, которой надо верить, так как нельзя ее понять, была бы очень рискованным постулатом, если бы нельзя было подкрепить ее более положительным и точным объяснением; именно такое объяснение и было дано П. Лерэ (P. Leray) в замечательной его работе,  озаглавленной – Es sal de Synthese sur les forces

physiques. (Опыт синтеза физических сил).

Вскоре об этом будет сказано подробнее, по поводу биологии природы, в которой вопрос о происхождении материи более уместен.

Атом – первичный элемент всякой материи – есть простая субстанция, монада, локализованная, т. е. находящаяся в малом объеме реального пространства, вся целиком и каждой части этого объема, подобно тому, как Бог присутствует во всей вселенной.

Необходимо настаивать на этом основном понятии, в котором заключается решение одной из проблем, наиболее оспариваемых, и в тоже время самых существенных для философии; в ней не должно оставаться ничего неясного.

По мнению того же автора, субстанция есть то, что существует само по себе (id quod nullo alio indiget, cui inhaereat ad existendum), существенная основа бытия, за исключением всех его свойств. В субстанции надо различать три степени, и прежде всего, чисто активную (деятельную) субстанцию.

Последнее место занимает чисто пассивная субстанция – реальное пространство.

Между этими двумя крайними положениями все другие субстанции, одновременно активные и пассивные, распределяются в различных степенях.

С другой стороны, и как следствие этого, надо различать два рода субстанций: одну абсолютно простую (или монаду), в которой совершенно нельзя различить отдельных частей; другую – наоборот, составленную из нераздельных сплоченных частей в неограниченном числе; такова существенная часть сплоченной материи.

То, что П. Лерэ называет простой субстанцией или монадой, представляет именно то, что я до сих пор описывал, как частичное проявление принципа самопроизвольности. Подобное проявление совершенно не имеет формы; его можно представить себе в пространстве только как математическую точку; оно может всецело находиться в каждой части данного протяжения пространства не иначе как двигаясь в нем с бесконечной скоростью, согласно учения Пифагора. Следовательно, это – активная монада, то, что с тех пор обозначали именем Идеи – Силы.

Главное ее свойство, – добавляет П. Лерэ, – делать непроницаемым определенный объем пространства и образовывать, таким образом, простые атомы, обладающие главными отличительными свойствами материи, именно – непроницаемостью и неделимостью. Выражаясь не так абстрактно, скажем, что материя есть локализация универсальной силы, произвольно ограниченной в количестве, т. е. частично проявляющейся, как это уже было выше сказано.

Однако, эта концепция имела бы только значение простой гипотезы, если бы П. Лерэ, излагая ее, не позаботился добавить совершенно такое же доказательство, какое дал Ньютон для подтверждения гипотезы тяготения, а Френель – теории колебаний. Действительно, исходя из этой гипотезы и производя вычисления по известным законам рациональной механики Лерэ, как следствие, вывел из нее все физические законы теплоты и тяжести, некоторые законы химии (термохимию и т. д.), кинетическую теорию газов и многие данные астрономии. Из этого определения можно заключить, что материя изменяется соответственно количеству силы, затраченной самопроизвольностью на ее образование в пространстве, или, иначе говоря, соответствует различным формам и состояниям, зависящим от идеи, которую намерена выразить универсальная воля. Следовательно, материя может иметь много свойств, или, вернее, много степеней плотности и различные соотношения в своем составе. Это следствие соответствует заключениям положительной науки, допускающей, по крайней мере, два рода материи: материю, доступную нашим чувствам, и, так называемый физиками эфир, передающий тепловые, световые и электрические волны. П. Лерэ думает также, что есть много видов монад, и он даже приводит различные их классификации.