Философия в сознании истории

Философия истории — это раздел философского знания, который нацелен на осмысление исторического процесса. Ее главные вопросы: что такое историческая реальность, в чем смысл и цель истории, каковы движущие силы истории, как соотносятся историческая необходимость и человеческая свобода, в чем проявляется единство и многообразие истории?

Сам термин философия истории, был введен Вольтером

Но исторический процесс являлся предметом размышления и в античности (Полибий), и в средние века (Августин Блаженный). Высшее достижение классической философии истории — это концепция Гегеля. В неклассической философии к истории проявляется бурный интерес. Достаточно вспомнить “Закат Европы” О. Шпенглера, ‘постижение истории” А. Тойнби, “Смысл истории” Н. Бердяева. Существует много подходов к интерпретации истории. Рассмотрим два подхода, наиболее влиятельных в философии XX века. Формационный подход сформулирован классиками марксизма ещё в 19 веке, но был весьма значимым в философии 20 века. Его суть состоит в том, что история образуется практической деятельностью человека, удовлетворяющего свои материальные потребности. История есть смена общественно-экономических формаций. (Примем сокращение ОЭФ). ОЭФ — степень общественного развития, основанная на определенном способе производства. Способ производства — это соотношение производительных сиди производственных отношений. Это базис ОЭФ. Экономика составляет базис, а совокупность общественных идей, политических, юридических отношений — надстройку. Как общественное бытие определяет общественное сознание, так и базис надстройку. Выделяется пять ОЭФ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Смена формаций осуществляется тогда, когда наступает несоответствие уровня развития производительных сил характеру и уровню производственных отношений. То есть производительные силы (это средства производства и люди, производители материальных благ) развиваются быстрее, чем отношения, складывающиеся в процессе производства И тогда наступает коренная ломка, которая может происходить при помощи революции. Маркс называл революции “локомотивом истории”, а двигателем истории признавал классовую борьбу. Идеалом марксистов было достижение такого общества, где нет эксплуатации человека человеком (условием эксплуатации служит частная собственность, существование классового общества). Революции приводят к изменению способа производства, а это влечет за собой изменение общественного сознания, т.е., всей сферы духовной жизни общества.
Цивилизационный подход возник как альтернатива формационному, недостатком которого признавались абсолютизация роли материальных факторов в жизни общества, классовой борьбы, недооценка духовной сферы жизни общества. Цивилизационный подход рассматривает историю как смену цивилизаций. Но проблема состоит в том, что однозначного определения понятия цивилизация в истории философии нет.

Можно выделить несколько вариантов этого подхода

  1. Цивилизация — развитие человечества как единого целого (К. Ясперс “Истоки истории и ее цель”). Реальность мировой истории обусловлена духовным единством человечества. Ясперс выделил следующие стадии : доистория (эпоха варварства), великие культуры древности, осевое время (начало всемирной истории), эпоха техники (единая мировая история, современность). По его мнению, единство мировой истории задается Европой, которая обрела власть над миром в силу технологического превосходства
  2. Техногенный подход к истолкованию цивилизации (О. Тофлер. Д.Белл). Выделяется доиндустриальная (аграрная), индустриальная (промышленная) и постиндустриальная (информационная).
  3. Локально-исторический подход (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). Нет единой мировой истории, существуют лишь локальные культурно-исторические типы. Они, как живые организмы, имеют период рождения, расцвета и смерти. О. Шпенглер, противопоставляя цивилизацию (как механизм) культуре (как организму) писал, что европейская культура умерла, потому что умерла ее душа. Она превратилась в мертвую цивилизацию (железные дороги, фабрики, оружие ит.д.)

Все многообразие философии истории нельзя уложить в два подхода. Существует много интерпретаций, и каждая проливает по-своему свет на тайны исторического процесса