ФАНТАЗМЫ

Гражданский служащий и исследователь психических явлений, один из первых членов Общества психических исследований. Подмор оставил о себе память своими крайне критическими высказываниями о феноменах спиритизма и по вопросам психических исследований.

Фрэнк Подмор родился 5 февраля 1856 года в Илстри, графство Хертфордшир, Англия. Он учился в школе в Илстри и в Хэйлибери-колледже, а затем в Пембрук-колледже в Оксфорде. Еще студентом он увлекся спиритизмом и опубликовал множество статей в спиритических изданиях. Одно время огромное впечатление на него производил Генри Слейд, американский медиум, специализировавшийся на записях на грифельной доске- Однако, когда Слейд и ряд дру-гих медиумов, которым Подмор Доверял, были уличены в использовании трюков, Фрэнк Подмор стал скептиком. Некоторые исследователи полагают, что его агрессивный скептицизм – это реакция на его же собственную наивную веру.

После окончания Пембрук-колледжа Подмор устроился на работу на главпочтамт в Лондоне. Он принимал участие в работе первого съезда Общества психических исследований, и хотя он никогда не входил в число неформальных лидеров Общества, Подмор был одним из самых активных его членов. После смерти Эдмунда Гарни в 1888 году Подмор стал секретарем Общества, вместе с Фредериком У.Х.Маиерсом; он занимал этот пост до 1896 года.

Подмор принимал активное участие в проверке 753 случаев телепатии и кризисных видений, описания которых составили книгу “Фантазмы живых” (1886), одним из авторов которой (наряду с Гарни и Майерсом) он считался. Также Подмор принимал участие в проверке случаев для последовавшего вскоре “Описания галлюцинаций”, представлявшего собой попытку составить систему проверки для большинства случаев, описанных в “Фантазмах“.

Одновременно с этим, благодаря книге “Привидения и мысленный перенос”, появившейся в 1892 году, Подмор приобрел репутацию строгого критика. Книга включала описание нескольких подлинных случаев, но по своей структуре и теоретической ориентации она слабо напоминала “Фантазмы“. Подмор пересмотрел доказательства существования телепатии и привидений и пришел к выводу, что последние представляют собой галлюцинации; которые бывают у людей в ответ на информацию, получаемую ими посредством телепатии от агентов. Он отрицал существование после смерти, считая несостоятельным его доказательство. Также он полагал, что видения, которые бывают в момент смерти (кризисные видения), основаны на впечатлениях, полученных задолго до кончины.

“Современный спиритизм”, двухтомное критическое описание медиумизма XIX столетия, – вероятно, самая известная книга Подмора. В ней он обсуждает и критикует многих медиумов того времени, иногда опираясь скорее на эмоции, нежели на факты. Единственным медиумом, избежавшим критики Подмора, была Леонора Пайпер, которая, – что примечательно, – производила в основном ментальные, а не физические феномены. Подмор, однако, считал, что ее успех можно объяснить использованием телепатии (см. Экстрасенсорное восприятие), а не общением с духами.

В своей последней книге “Новейший спиритизм”  Подмор окончательно занял позицию, что из всего разнообразия психических способностей реально существует только телепатия. Ясновидение и предсказание будущего он считал химерами, а также всячески протестовал против трактовки привидений, полтергейста и медиумизма в духе теории посмертного существования. Подмор был не в состоянии объяснить, как действовал Д.Д.Хоум, но заключает, что “говорить, будто оттого, что мы не в состоянии понять некоторые явления, их следует приписывать духам или каким-то психическим силам, – это просто самоуспокоение в условиях неспособности дать точную оценку, это бегство от мышления”. Как отмечено в некрологе Подмора, написанном Элеано-рой Сиджуик, сам он был человеком весьма свободомыслящим.

В 1906 году Подмор ушел со службы на почте, а в 1909 году вышел из состава совета Общества психических исследований. Он умер 14 августа 1910 года в возрасте 54 лет. Его тело нашли лежащим лицом вниз на Нью-Пул в Мэлверне, графство Уорчестер, что не исключает возможности самоубийства. До сих пор неясно, что произошло с Подмором в последние часы его жизни.

Среди книг Подмора следует отметить: “Исследования в области психического” (1897); “Современный спиритизм” (1902), в 1963 году переизданная под названием “Медиумы девятнадцатого столетия”; “Натурализация сверхъестественного” (1908); “Месмеризм и Христианская Наука” (1909), переизданная в 1964 году под названием “От Месмера к христианской Науке”.

Перу Подмора принадлежит также ряд статей в “Трудах” Общества психических исследований.