Эжен Делакруа – Смерть Офелии

Смерть Офелии

 

Эжен Делакруа
Смерть Офелии
1844
Холст, масло. 23 × 30,5 см
Париж, Лувр

Пьесы Шекспира, и особенно трагедия «Гамлет», вдохновили Делакруа на многочисленные картины («Автопортрет в костюме Гамлета», 1821; «Гамлет и Горацио на клабище», 1839, 1859; «Гамлет и Офелия», 1840). Для Делакруа Шекспир – необыкновенный гений, и хотя в его произведениях отсутствует классическая конструкция, свойственная Расину и Корнелю -и в этом отношении он им уступает – все же он создает цельный, тотальный мир. Тема смерти Офелии впервые появляется в одной из литографий художника, выполненной в 1834 году. Известны две его картины на эту тему, одна, рассматриваемая здесь, исполнена в 1844 году, а другая – в 1859 году. К сложному миру душевных переживаний Делакруа проявлял повышенный интерес. Его картина «Тассо в доме умалишенных» и эскизы к королю Лиру (наряду с принадлежащими Жерико портретными изображениями сумасшедших), отмеченные печатью страстного желания постичь суть вещей, свидетельствуют о том, что романтики рассматривали безумие как некий процесс выхода наружу истины, скрытой в глубинах души.

В «Смерти Офелии» запечатлены последние минуты трагедии, когда Офелия, впавшая в состояние лихорадочного бреда, вот-вот выпустит из руки последнюю веточку, связывающую ее с жизнью. Мягкая, выдержанная в теплых тонах живопись и буйная растительность картины Делакруа находятся в резком контрасте с сухой измельченностью картины прерафаэлита Дж. Э. Миллеса на ту же тему, оказавшей значительное влияние на французских живописцев. Миллее, подобно Делакруа, заостряет внимание на передаче пассивного колыхания почти невесомого тела и состояния меланхолического забытья. Делакруа и Миллее, каждый по-свое-му: один романтическим драматизмом, другой символическим толкованием деталей – способствовали становлению новой психологической живописи. Отталкиваясь от этих двух традиций, Одилон Редон сформулирует позднее свою мистерию погружения в смерть («Офелия среди цветов»).