Эдгар Дега – Любители абсента

Любители абсента

Эдгар Дега
Любители абсента
1876
Холст, масло. 92 х 68 см
Париж, Лувр

Между 1875 и 1880 годами Дега был частым посетителем парижских кафешантанов, его кисть увековечила сияние вечерних огней и завсегдатаев этих популярных увеселительных заведений («Кафе», 1876-77; «Кафе, певица в перчатках», 1878). К этому циклу принадлежит и воспроизводимая здесь картина, но она выделяется большей остротой общественного содержания. В отличие от «Любителя абсента» Мане (1858-59), еще не свободного от романтических элементов, Дега дал правдивое изображение людей, оттесненных на периферию общества. В качестве моделей для сидящих за бокалом абсента мужчины и женщины художнику позировали его друзья, актриса Эллен Андре и график Марселей Дебутен. Несмотря на это, перед нами не портрет, а жанровая картина, затрагивающая острые житейские проблемы; превосходно передано состояние пустоты, окружающей этих двух людей, сидящих друг возле друга, и тем не менее подавленных одиночеством. Художник тонко подмечает безысходность и общественного, и личного положения своих героев. В этом отношении «Любители абсента» близки к картине «Насилие» (1874), в которой в том же ключе решена одна из главных тем художников конца века, тема антагонизма между женщиной и мужчиной.