ДЕВА ЖАННА

В счетных книгах Орлеана и позднее регулярно отмечаются денежные выдачи ”Изабелле, матери Девы Жанны“. В записи, сделанной в июле1446 г.. Изабелла Роме уже именуется

“Изабелла – мать покойной Девы Жанны“, как и в записях за все месяцы до пасхи1447 г. Не означает ли это, что к началу1447 г. в Орлеане стало известно о смерти Жанны? Быть может, эта новость была сообщена ее братьями? (Правда, сторонник традиционной версии П. Гильом, просмотрев счетные книги Орлеана, показал, что выражение «Дева Жанна» без добавления  пoкойная встречается не раз и после 1447 г. Это – с большой натяжкой – можно отнести и за счет небрежности писцов.) Таковы главные факты, на которых построена легенда о спасении Жанны. Все остальные сведения и показания имеют по сравнению с этими неопровержимыми фактами второстепенное значение. Гостеприимство, оказанное Жанне д Армуаз, допускает лишь три объяснения: это могла быть невольная ошибка, результат коллективной галлюцинации (отнюдь не редкость в средние века!); могло быть и сознательное соучастие в обмане; и наконец, последнее возможное объяснение – Жанна  д Армуаз действительно была чудом спасшейся Девой Жанной.

Ошибка братьев Жанны маловероятна. Но и вывод, что братья дю Ли из корыстных мотивов признали в Жанне д Армуаз свою сестру, – лишь простое предположение. В его пользу можно привести лишь ссылку на стесненное материальное положение младшего из братьев, Пьера дю Ли, и то, что оба они получили – небольшие, впрочем, – награды за перевозку писем Жанны д Армуаз. Интересно, что сразу после своего появления в Лотарингии Жанна поспешила связаться с братьями – смелый шаг со стороны самозванки, если он не был сделан в результате предшествовавшей договоренности, о которой мы не имеем никаких известий. Что касается горожан Орлеана, то трудно обнаружить мотивы их соучастия, скорее можно отнести их к числу обманутых. Если и это покажется не заслуживающим доверия, то остается только признать правдивость утверждений Жанны д Армуаз. Такая же теплая встреча, как в Орлеане, ожидала Жанну д Армуаз и в городе Туре. Следует заметить, что наши сведения о ней отнюдь не исчерпываются записями в счетной книге города Орлеана. Имеются известия, позволяющие проследить ее жизнь в течение ряда лет.