ДЕМОНЫ ПОГОДЫ

Святой Годрик, отшельник, живший в XII в. в Финчейле, видел однажды ужасного демона, который изрыгал черные штормовые облака из пасти своей и вызвал наводнение и голод во всей местности. Вот еще два исторических примера для сравнения, оба они иллюстрируют отнесение подобных феноменов на счет колдовского искусства.

В отчаянной битве с квадиями (174 г. н. э.) армию Марка Аврелия, погибавшую от жары и жажды, освежил дождь; в то же мгновение на варваров пролился огненный дождь и град; дождь, ставший спасительным для римлян, жег варваров, точно кипящее масло. Говорят, что чудесная буря эта была вызвана неким Арнуфисом, египтянином на службе императора. Христианские авторы, однако, предпочитают приписывать столь необычайное явление присутствию в войске Марка Аврелия легиона христиан, названного позже грозовым легионом. Наш второй пример скорее сродни видению святого Годрика.

В битве при Лигнице в 1241 г. между поляками и монгольскими завоевателями татарский штандарт был украшен греческой буквой «X», а на верхушке его красовалось изображение уродливой черной головы варвара. Стоило только встряхнуть штандарт, и голова изрыгала дым, густой и зловонный, который не только скрывал татар от противника, но и отравлял поляков небывалым смрадом, в результате чего сражение они проиграли и почти все были перебиты. Так же и в сражении при Барнете в 1471 г. – сторонники дома Йорков обманулись туманом, который, как говорили, был вызван чарами монаха Банджи. Подобные туманы являются неотъемлемой частью друидических и скандинавских легенд о колдунах. Туман, порожденный чудом, которое совершил святой Акка, рассеял армию короля Малькольма, когда тот вторгся в Англию и угрожал Дарему.

«Хроника» Радульфа Нигера повествует об огромном драконе, пронесшемся в воздухе над Сент-Озифом в 1171 г., от его движения воспламенился и сгорел дотла дом со всеми надворными постройками. Данный инцидент автор «Хроники» подкрепляет происшествием в монастыре в Фоссезе, у слияния Сены и Марны: разразилась ужасная гроза, и чудовищный змей пролетел над Марной, изрыгая пламя из пасти и ноздрей; один из монахов, взяв в руку облатку для Святого причастия, пошел ему навстречу и заставил змея броситься в воду, что тот и сделал с таким грохотом, который слышен был на две мили в округе.

Примерно на три сотни лет раньше (в 857 г.) страшная гроза разразилась в Кельне. Люди укрылись в церкви Святого Петра, стали звонить в колокола, и все начали молить Бога о милосердии, как вдруг с неба ударила молния в виде огненного дракона, расколола здание на две половины и убила священника у алтаря Святого Петра, дьякона у алтаря Святого Дионисия и мирянина у алтаря Святой Марии; еще шестеро жестоко пострадали от того же удара.

В Англии в день святого Луки (18 октября) 1221 г. сильнейший северо-восточный ветер (часть света, откуда всегда приходит что-нибудь дурное, – всякое зло с севера) ломал деревья, разрушал дома, сносил церковные шпили; видели, как в воздухе метались огненные драконы и злые духи. В 1323 г. налетел ужасный ураган, небо потемнело, полил дождь: хронист приписывает это явление «злому духу, отцу всяческого безобразия».

В 1361 г. (год второй Великой Чумы) молнии ударяли в людей, животных, деревья и дома, «а дьявол в человеческом облике заговаривал с людьми». В декабре 1365 г. западный ветер нанес большой ущерб монастырю в Рединге, являлся и дьявол в устрашающем обличье – и неудивительно, замечает хронист, учитывая, что за непотребная одежда была тогда в моде. 15 июля 1441 г., когда Генрих VI с подобающей торжественностью следовал через Лондон, над городом разразилась сильнейшая буря; «люди меж собою толковали, что каких-то злых демонов и духов колдовством выпустили из ада, чтобы вредить жителям королевства и сеять среди них волнение, беспокойство и смуту». Лондонцы придерживались того же мнения и две сотни лет спустя: в 1626 г. городская чернь приписала сильную грозу колдовству доктора Чарльза Лэма, который по случайности как раз находился на реке, когда это произошло, а в 1628 г. «доктора Лэма, колдуна, до смерти забили на улицах Лондона мальчишки и подмастерья».

Подробно описав грозу, которая разразилась 1 февраля 1445 г. и подожгла шпиль церкви Святого Павла, хронист добавляет любопытную деталь. Большой шест, воткнутый в землю напротив Леден-холла, в Корнхилле, и украшенный ветками дуба и плющом для увеселения горожан на Рождество, был «вырван и брошен на землю злым духом, а камни мостовой разлетелись, попав в соседние дома, так что обитатели их были страшно напуганы чудовищной силой, которую продемонстрировала буря в тот раз».

Настоящая ведьма-погодница возникает в 1493 г. в лице Елены Далок, которая предстала перед епархиальным судом Лондона. «Она сама утверждает, – сказано в протоколах, – что если она прикажет дождю идти, то он пойдет по ее приказанию».

В 1615 г. Маргарет Бикс, или Элвии, под угрозой смертного приговора за поджог созналась в том, что ей было известно о заговоре сжечь дотла город Уитмондхэм, в Норфолке. Ей об этом сообщила Эллен Пендлтон, или Флоддер. «Она сказала, что в какой-то конюшне находилась лучина в три фатома длиной, и эту лучину Эллен Пендлтон жгла каждую субботнюю ночь». Эллен сообщила ей, что город будет сожжен на следующий день. «И еще она добавила, что та ей сказала, будто к тому времени колдовством будет вызван ветер, который раздует такое пламя, которое не скоро смогут потушить», и ветер, в самом деле, поднялся. Любопытно, «что упомянутая Эллен пообещала сделать так, что мистер Франсис Тиллут сломает себе шею и его лошадь также, днем или ночью». Эллен тоже вынесли приговор и казнили.

Отметим для сравнения, что разрушение шпиля церкви Святого Павла ударом молнии в 1561 г. многими объяснялось как «результат дурного применения магического искусства». Другие, напротив, склонны были видеть в этой катастрофе руку карающего Бога. «Нет ничего удивительного в том, – пишет анонимный памфлетист, – что Господь послал на землю огонь, чтобы покарать нечестивую Церковь».