Чтотако христианский нимб (ореол)

Слово латинского происхождения “nimbus” в переводе на русский буквально означает “облако” или “туча”. В иконографии нимб выглядит как лучистое сияние, исходящее от головы бога или святого. Нимб символизирует святость, мощный поток духовной энергии и потусторонний свет знания.

Нимб является очень древним символом

Появившимся за много столетий до возникновения христианства. В самом начале он олицетворял знак солнечной энергии древневосточных и древнегреческих богов солнца (Митры, Гелиоса, Аполлона и др.). Солнечный диск, обычно изображавшийся над их головами, стал прототипом для появления нимба. Если же говорить об “облачном” названии нимба, то оно возникло позже и относилось к наивным представлениям ранних христиан, считавших кучевые облака местом обитания Бога и ангелов. Именно поэтому, изображая небожителей среди людей, писатели икон обводили их головы сияющим ореолом как стилизованным знаком облака, откуда они спускались на землю.

Христиане нимб, как символ Божественной святости

Начали употреблять не раньше шестого века до нашей эры, когда ещё только начинала зарождаться христианская иконография. На первых порах иконописцы наделяли светящимся ореолом только Божественную Троицу и небесных ангелов, со временем распространив христианский нимб также на апостолов и святых.
Нимб на иконе может быть окрашен в любой цвет радуги, но предпочтение в древнеиндийской иконографии отдавалось красному цвету, в древнегреческой – голубому, в христианской – золотому.
В христианской иконографии нимбу соответствовали различные формы, каждая из которых имела своё назначение и принадлежала определённому рангу. Основное распространение получил традиционный круглый нимб. Дева Мария, ангелы и почившие святые изображались с золотым кругом над головой. Для живых была характерна квадратная форма нимба, т. е. для современных художнику личностей, а именно: римских пап, императоров, святых и угодников, пророков. Почитавшиеся при жизни святые, а также аллегорические фигуры, олицетворявшие основные христианские добродетели, изображались с шестиугольным нимбом.

Крестообразный нимб, символ Христа, занимает в небесной иерархии более высокий ранг.

Самый высокий ранг занимает нимб треугольной формы, который принадлежал Богу Отцу и символизировал всемогущество и триединство христианского Бога.
Иногда всю фигуру небожителя в иконописных сценах окружает мандорла – сияющий ореол миндалевидной формы, символ Вознесения. При вознесении Христа на небо мандорла облаком окутывает Его. Мандорла в виде спустившегося на землю облака мягко обволакивает тела усопших Девы Марии и Марии Магдалины, чтобы таким образом они смогли попасть в Царствие Небесное.
С течением времени иконописные изображения христианского нимба претерпели существенные изменения: если в Средневековье нимб изображался обычно в виде плоской золотой пластинки, на которой было написано имя святого, то в эпоху Ренессанса христианский нимб начали изображать в виде тонкого ободка вокруг головы, расположенного в перспективе. В искусстве постренессанса нимб перестали изображать на иконах.