Что могло бы быть?

Смотреть на видео была ли неизбежной русская революция

 

Обвинение против неизбежности оказывается бесплодным и бессмысленным, но настолько велика страсть, с которой оно преследовалось в последние годы, что, я думаю, мы должны поискать за этим скрытые мотивы.

Я полагаю, что его главным источником можно назвать школу мышления, или скорее эмоций, основанных на принципе «могло бы быть». Такой подход существует почти исключительно в современной история. В прошлом, я видел объявление какого-то общества о диспуте под названием Была ли неизбежной русская революция?. Я уверен, что был задуман совершенно серьезный диспут.

Но если вы увидели бы объявление о диспуте под названием: «Были ли неизбежны войны Алой и Белой розы?», вы сразу бы заподозрили какую-то шутку. Историк пишет о завоевании норманнов или об американской войне за независимость: как будто то, что произошло, должно было произойти, и как будто его делом было просто объяснить, что и как случилось; и никто не обвиняет его в том, что он детерминист и не смог обсудить альтернативную возможность, например, о том, что Вильгельм Завоеватель или американские повстанцы могли потерпеть поражение.

Можно ли бы избежать русской революции?

Когда, однако, я пишу о русской революции 1917 г. именно подобным образом – единственным верным для историка образом, – я оказываюсь под огнем критики за то, что я изобразил произошедшее как нечто такое, что должно было произойти, и не сумел рассмотреть все прочее, что могло бы произойти.

Предположим, говорят, что у Столыпина было бы время завершить аграрную реформу или что Россия не вступила бы в ‘войну, тогда, мол, революция могла бы не произойти; или, допустим, правительство Керенского делало бы добро, а руководство революцией взяли бы меньшевики, а не большевики. Эти предположения теоретически понятны; можно заняться салонной игрой по поводу того, что «могло бы быть» в история. Но это не имеет ничего общего с детерминизмом, ибо детерминист ответил бы только, что, для того чтобы эти события могли произойти, причины должны бы быть иными. Это также не имеет никакого отношения к история. Дело в том, что сегодня никто серьезно не собирается ревизовать результаты норманнских завоеваний или американской независимости или бурно протестовать против этих событий, и никто не возражает, когда историк рассматривает их как законченную главу.