Что маг практически делает

Однако  была  принята доктрина,  констатирующая, что наука магии состоит из изложения событий прошлого при упорядоченной  последовательности  причины   и   следствия.   «Если вам нечего больше сказать нам, – писал Вольтер в статье об магии для «Энциклопедии»,-  кроме того, что одно варварское племя сменило другое на берегах Оксуса и Джакарты, то, какое нам дело до этого?» В последние годы картина несколько изменилась. Мы ныне по причинам, рассмотренным в моей  предыдущей лекции, больше не говорим об исторических «законах», и само слово «причина» вышло из моды,  частично  из-за определенных  философских двусмысленностей, в которые я не хочу углубляться, частично благодаря его предполагаемой ассоциации с детерминизмом, к которому я сейчас перехожу.

Некоторые   поэтому, говорят не о «причине» в магии, а об «объяснении», или «интерпретации», или о «логике ситуации»   (это идет    от Дицея), или  внутренней логике событий, или  отвергают  причинный подход   (почему это произошло)   в пользу функционального подхода  (как это произошло), хотя представляется, что это неизбежно  включает  вопрос,  как  это   могло   произойти,  то есть снова ведет к вопросу «Почему?». Другие проводят различия  между разными  видами  причин:  механических,  биологических, психологических и так далее – и считают историческую причину категорией самой по себе. Хотя некоторые из этих различий до известной степени обоснованы, для наших целей может оказаться более полезным подчеркнуть, что объединяет, а не разделяет все виды причин.

Что касается меня, я удовлетворюсь использованием  слова «причина» в популярном  смысле, пренебрегая  всеми этими  нюансами. Давайте начнем  с того, что спросим:  что маг практически делает, когда он сталкивается с необходимостью определения причин событий? Первая особенность подхода мага к проблеме причинности в том, что он обычно выберет несколько причин для одного и того же события. Экономист Маршалл однажды писал  что «люди, должны быть предупреждены, всеми возможными средствами, против рассмотрения действия какой-либо одной причины… без учета других, действия которых смешиваются с ее действием».